Сергей МЕДВЕДЕВ, историк и радиоведущий, поделился в соцсетях впечатлениями от путешествия на арендованном электромобиле. Получилась яркая история про весь норвежский электромобилизм, которая стала вирусной в телеграм-каналах.
Фото автора
Оригинальная публикация: 21.03.2023
В Норвегии же, самой электромобильной стране мира (дешевая гидроэнергетика, развитая инфраструктура заправок, через год там вообще перестанут продавать машины с ДВС) я впервые в реальных условиях протестировал электрокар. Ощущения — сложные.
Реальные условия — это не 30-километровая неторопливая поездка по городу на бесшумном авто с открытыми окнами, а также зарядка возле кафе, пока ты пьешь капучино на террасе, как на рекламной картинке. Реальные условия — это зима, автотрасса и необходимость в течение неполных суток трижды быть в аэропорту Осло, за 200 км пути (так сложилось, ездил за опоздавшим багажом).
Дана была неплохая машина, новая полностью электрическая Audi Q4 e‑tron 50, полный привод, 300 л.с., 6 сек до 100, батарея 80 кВт·ч, который, по утверждению производителя, должно хватать почти на 500 км пробега (6 км с кВт·ч). Но, как знают все владельцы, это цифры для городской езды в теплое время года, условная Санта-Моника в апреле. Для автотрассы смело делите эту цифру на два, для холодного времени года минус еще процентов 10-15. Итого реальный пробег по холодным норвежским шоссе 220-230 км.
Далее зарядка. Заправки оптимистично обещают до 150 кВт, в жизни тоже сразу делите на два — из трех моих сетевых заправок максимальная скорость была 67 кВт, что для 80-й батареи означает 1 ч — 1 ч 15 мин от 5-10% до полного. В итоге я за неполный день заряжал автомобиль 4 раза, от 20 минут до 1 часа каждый. Вспомнился рассказ знакомой из США, которая с мужем пересекала Америку на «Тесле»: из 6 дней пути 2 дня они провели на заправках.
Каждая зарядка была стрессом — в первый раз, в ночи, мне непрерывно звонила прекрасная сотрудница авиакомпании: «Я нашла ваши лыжи и вынесла в терминал, где вы?», на что я печально отвечал: «стою на электрозаправке в 15 км от аэропорта, еще минут 15-20». Второй раз с товарищем, опаздывая, возили мою машину по городу Рена в поисках заправки: в супермаркетах они все работали только с их собственным приложением (на норвежском), которое надо было устанавливать на смартфон, на Shell электроколонок не оказалось, нашли только на окраинной заправке Circle K, где уже прочно стояли на зарядке три электрокара и, по счастью, только что освободилась последняя колонка. Мы оставили машину заряжаться и уехали дальше по неотложным делам, хорошо, что у нас было две машины, одна из которых бензиновая!
Апофеоз наступил перед возвратом машины на прокат в аэропорте, время истекало, регистрация на рейс скоро закрывалась, а я стоял на заправке, заряжая аккумулятор до необходимых 70%. Я уже дважды попил кофе, изучил ассортимент магазина на заправке, посмотрел «Фейсбук». Возле стояли еще пара человек, нервно смотрящих на часы, пока заряжались их машины. В другой машине на зарядке сидела в темноте целая семья, молча глядя в свои смартфоны. Догорал великолепный северный закат.
В итоге, что я хочу сказать. Электрокар – это чисто, бесшумно и дешево (примерно вдвое дешевле бензина), это сумасшедшее ускорение и крутящий момент, это даже удовольствие от торможения и остановки (не пустая трата энергии, а подзарядка батареи). И это, конечно, будущее. Но пока что это развлечение для людей с очень крепкими нервами, с огромным запасом свободного времени и с железными навыками планирования. Я ни тем, ни другим, ни третьим не обладаю. Подожду, пока производители не дадут нам машины с объявленным запасом хода 1000-1500 км, что в реальной жизни будет означать 500-700 км, которые мы проезжаем на баке бензина. А пока, извините, электроавтомобиль – все же не утилитарный, а идеологический, экологический, имиджевый выбор, вопрос веры и удовольствия, которое вы получаете от ставки на будущее. В общем, как говорится у Зощенко в рассказе «Бедность» (он же «Электрификация»): «Эх, братцы, и свет хорошо, да и со светом плохо».
P. S. Это мой частный опыт. Верю, что в комментарии придут десятки счастливых юзеров электрокаров. Все индивидуально. Моя проблема (или счастье) в том, что я гипермобилен, я беру машину, где бы ни оказался, для меня не редкость перегоны по 2-4 тысячи км через несколько стран, и в этих условиях электрокар – это геморрой, это все равно что оказаться с кредиткой в пустыне, и бензин пока остается единственной свободно конвертируемой валютой.
Электро – пока для домоседов, хорош для ежедневных поездок по городу, shopping runs, etc. У меня самого гибрид с 11 кВт·ч батареей, если что — хватает на 30-40 км ближних целей.
Если у вас есть собственный опыт покупки-продажи, пользования или обслуживания электромобиля, поделитесь им с читателями EV Start.
Свою историю можно прислать на editor@ev-start.ru
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK
Комментарии