Компактные недорогие электромобили редко обладают запасом хода в 500 км. Но эта модель — исключение
ГРАНД-МИНИ
Текст: Руслан ТАРАСОВ
Фото Артёма ТАРАСОВА и автора
В январе прошлого года на похожей Ora 03 GT мы пустились в новогоднюю авантюру — собрались вчетвером, загрузили машину нелёгким багажом и, несмотря на снегопад и морозец, отправились из Москвы к Рыбинскому водохранилищу.
Все понимали, что до финиша можем просто не доехать. На отопление салона, на непрерывную работу вентиляции, дворников и фар, на преодоление сопротивления снега и шуги в сложных дорожных условиях может уходить больше энергии, чем на само движение, поэтому запас хода сокращается в разы.
Но нам повезло. Сделав по дороге лишь одну подзарядку от быстрой станции, мы прошли 330 км так, словно ехали летом — с комфортом и даже в весьма бодром темпе. Подогретая зарядкой батарея позволила продолжать путешествие с невысоким расходом. Вот тогда и стало интересно, какой же протяженности «гранд тур» можно совершить на Ora 03 в более благоприятных летних условиях? И вообще, какая погода, скоростные режимы, настройки машины и все прочие влияющие на растрату энергии факторы идеальны для дальних поездок на миниатюрном городском электромобиле?
Ораводство
На российском рынке Ora 03 продаётся официально уже несколько лет. Производит её концерн GWM. Модель адаптирована, русифицирована, имеет заводскую сервисную поддержку, наделена штатной телематикой для работы через фирменное мобильное приложение и т.д. Всё по-серьёзному.
На рынок «ноль-третью» продвигали как стильную электрическую машину для девушек (и в целом она отлично соответствует этой роли). Но вообще за рулем Ora на столичных улицах кого только не встретишь. А если в потоке встречается две Ora, то их обладатели от радости любыми способами выказывают и любезности друг другу: уступают в ряду, помогают с маневрами, подмигивают фарами и т.д. За две недели тестирования это не раз поднимало нам настроение. Так что Ora 03 — определённо машина людей на позитиве, которым не надо что-то доказывать окружающим.
Лучшее для неё определение — неформат. Она не для всех, но свой круг поклонников есть. Одни ценят Ora 03 за особенную внешность, другие — за красиво скроенный салон, который к тому же опрятно сделан, третьи — за солидный запас хода, что предлагают далеко не все электромобили подобного класса.
Лично меня в «ноль-третьей» подкупает сочетание стиля и практичности при низких затратах на владение. Обычно одно другому противоречит, а здесь — нисколько. Нарядная клавишная консоль управления климатом намного удобнее в пользовании любой сенсорной панели. Под ней разработчики интерьера предусмотрели нишу, куда можно поставить сумочку или портфель. А рядом приделали ещё и выдвижной крючочек, на который можно подвесить ручку пакета из супермаркета.
Багажник не велик — «для начинающего шопоголика», как отметила одна знакомая. Зато салон неожиданно просторен: на втором ряду пространства для ног и над головой в этом компакте почти столько же, сколько в каком-либо такси класса «комфорт».
На ходу машина слегка напоминает крупные седаны: «увесистая» плавность хода, отличная устойчивость, хорошая динамика… Если бы ещё ассистенты здесь были настроены с учётом того, что это электрический, а не бензиновый автомобиль (представляете, адаптивный круиз-контроль не тормозит рекуперацией вообще и задействует всегда основные тормоза, стирая колодки, отчего диски покрываются характерной черной пылью), вообще цены ему не было.

Сказанное относится и к мобильному приложению. Круто, что оно есть, что позволяет дистанционно запирать/отпирать, включать нагревы или охлаждение и т.д, но для батарейной машины функционал минимален — нет статистики расхода энергии, нет отображения параметров зарядки, нет журнала поездок и зарядных сессий и т. д.
Фиксируем детали
Ну, нет так и нет. Мы и сами умеем вести учёт всех параметров, как это делали в зимнем спецтесте «Москвича 3e». Однако с тех пор мы доработали свою методику и изменили представление собранных данных, чтобы таблица была более понятной: колонки с промежуточными вычислениями и специфическими показателями вынесены за рамки, зато добавлены важные обстоятельства поездок.
В таблицу вносились все отрезки с отличающимися условиями — даже короткие. Это позволяет увидеть аномалии. Они есть у всех электромобилей. У Ora 03, например, она проявляется в том, что при езде сразу после полной (или почти полной) зарядки показания SOC (уровня заряда батареи) какое-то время едва меняются. По какой причине — остаётся лишь гадать, но подсчётам расхода на таких отрезках верить нельзя (отмечено желтым).
Фиксировались и все зарядные сессии, причём — это важно! — по расхождению между принятым от зарядной станции объёмом энергии и объёмом, что отображает борт-компьютер, вычисляются утечки энергии при зарядках. А зная их, мы уже можем определять и фактическую ёмкость батареи электромобиля, и его средний «чистый» расход энергии, и общий «грязный» от зарядки к зарядке (Ch2Ch), включающий в себя все потери.
Именно последний используется при вычислении итоговой стоимости 100 км пробега (также принимается в расчет и разница в заряде батареи на начало и конец всех тестов). Для удобства сравнения с другими моделями стоимость решили всегда считать по ставке 10 рублей за киловатт-час электроэнергии. Но если вас интересуют наши фактические траты, то они, вместе с другими итогами, просуммированы в нижней части таблицы.
Просто не гони
К выводам. Первым делом выяснилось, что экономичность Ora 03 мало зависит от выбранного динамического режима. Если ездить плавно в «спорте», то расход (при прочих равных) часто бывал ниже, чем при активной езде в «авто». Слабо влияет и установки силы возврата энергии — мы не заметили, чтобы высокая рекуперация (ВР) давала экономию в сравнении с низкой (НР) или наоборот. Но отметим эффективность езды с включенной E-педалью — в Ora 03 «однопедальный» режим сводит к минимуму применение механического торможения и в городском рваном цикле начинает экономить вам минимум один-два киловатт-часа на 100 км.
К небольшому увеличению расхода приводит частое пользование адаптивным круизом, езда в дождь (или даже по асфальту с лужами), а также интенсивная работа кондиционера. Но вообще «ноль-третья» любит тёплую погоду — самое низкое потребление энергии пришлись на отрезки, которые мы проехали при уличной температуре не ниже 18°С и не выше 23°С, когда салон не требовалось ни греть, ни охлаждать.

Больше всего на экономичность Ora 03 влияет скорость. При движении по автомагистрали в диапазоне 90-110 км/ч расход вырастает примерно до 17 кВт·ч на сотню, а при 110-130 км/ч — до 22 кВт·ч. На максимальных 150 км/ч, надо полагать, будет и все 30-35, а это значит, что электромобиль в темпе экспресса проедет лишь 150-180 км.
Но если в ровном темпе кататься по районным дорогам, не разгоняясь выше 60 км/ч, то расход снижается практически до 10 кВт·ч, что ниже паспортного. А при таком аппетите, как показывают расчёты, Ora 03 в погожий день способна проехать до полного разряда батареи аж 583 км. И это — без всяких ухищрений вроде выключения всех бортовых потребителей, переобувки в узкие перекачанные шины или докатки и т. д.
Выпадет случай ещё раз взять этот электромобильчик на тест — обязательно проверим. Но уже сейчас очевидно, что Ora 03 среди одноклассников — одна из наиболее малозатратных и эффективных по расходу. Теперь об этом говорим с уверенностью. Недавно мы завершили подсчёты с летних тестов ещё одной небольшой электрической модели, хорошо знакомой москвичам, и у неё цена 100 км пробега оказалась повыше.
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK
Комментарии
Вы даете очень ценный и уникальный контент, который почти невозможно найти в рунете.
Зарегистрировался специально, чтобы написать эти слова!
Удачи и новых творческих вершин!