В поездке по М4 на юг мы получили все ответы. Заодно набрали лаванды, вышли в открытое море и даже взглянули на соседние галактики
БЛИЖНИЙ КОСМОС
Текст: Руслан ТАРАСОВ
Фото автора
Тем, кто ещё не погрузился в тему батарейных машин, российский Evolute i‑Space проще всего описать как электромобиль, не требующий зарядки — у него есть свой генератор энергии на борту, работающий от бензинового мотора. По идее, такой транспорт даёт все плюсы электрокара (динамика, комфортность, экологичность), но не зависит от сети ЭЗС — залил «девяносто пятого» и помчал куда глаза глядят. Конечная точка поездки может находиться за тысячу километров — гибриды сулят такую экономию, что полного заряда и бака хватает и на очень большую дистанцию. Не машина, а мечта любого автотуриста, готового ради новых впечатлений отправиться за тысячи километров.
Однако в экономике гибрида есть масса нюансов. О них я и расскажу в репортаже с нашей поездки. Совместим приятное с полезным.
План А
Дано: Evolute i‑Space с паспортным запасом хода 1150 км. Гипотетически от Москвы до Новороссийска можно добраться с единственной остановкой на заправку и зарядку. Но ещё больший соблазн вызывает возможность кататься по побережью, забыв про заправки вообще. Так как липецкий гибрид способен проходить до 87 км на электротяге, то от одного курорта к другому можно перемещаться в абсолютно чистом режиме (если найдутся точки для зарядки). Вот такой сценарий мы и решили проверить своим турне к морю.

Затея выглядела отличной ровно до тех пор, пока мы не открыли на машине зарядной лючок и не увидели там гнездо GB/T AC, с которым в Россию приходили первые тестовые модели. Это означало, что от привычных мощных ЭЗС, которые стали появляться на дорогах, мы подзарядиться не сможем.
Проблема? Только не для нас! Берём с собой «бабушку» — штатное зарядное устройство c GB/T AC, которым за ночь можно зарядить батарею. К нему — защищенный 12-метровый удлинитель на 16А. Также добавляем переходник с Type 2 на GB/T AC и на всякий случай — зарядной кабель Type 2. Этот набор позволит заряжаться и от обычной розетки, и от любой медленной станции европейского стандарта — хоть с кабелем, хоть с гнездом.
Но план поездки нам пришлось скорректировать под долгие зарядки. Из Москвы стартовали вечером. В Тульской области в обычном частном гараже поставили машину на ночь для зарядки до 100% и долили бензина по горлышко. А следующую зарядку выполнили уже в одном из ТЦ Краснодара, до которого по навигатору выходило как раз 1150 км.
Чтобы не «обсохнуть» в дороге предусмотрели досрочную дозаправку. Свернули к ней, когда от гаража отъехали на 740 км. Счётчики остатка хода в тот момент показывали, что на бензине мы могли пройти ещё 203, а на остатке заряда — 45 км. В сумме выходило, конечно, не 1150, а 988 км, но и такая дальность хода впечатлила бы многих автолюбителей.
За весь путь протяжённостью 1579 км сожгли 93 литра бензина. Ехали как все — держали скорость между 100-120 км/ч. Только перед Новороссийском был 15-километровый медленный отрезок по грунтовке через горный перевал. Зато его целиком, включая и сам подъём, прошли в режиме электрокара (EV), а затем на спуске ещё и вернули в батарею часть растраченного заряда.
План Б
Увы, идея «кочевать» на электричестве от одного отеля к другому оказалась невыполнимой — либо свободных мест на наши даты не было, либо возможностей для зарядки. Поэтому был придуман другой план: остановиться там, где есть розетка для ночной зарядки i‑Space, но активно «сёрфить» по близлежащим достопримечательностям.
Тут сразу сделаю оговорку, что зарядка от бытовой розетки надежной на 100% не является. Достаточно ещё кому-то включиться в ту же линию и создать дополнительную нагрузку и с высокой вероятностью будут обесточены оба. Так что остановка в модных глэмпингах или шале, где нет должного запаса по мощности, не вариант.

Но если вы единственный потребитель, то каждое утро сможете получать автомобиль c полной батареей, на котором едва ли не даром кататься в пределах 30-40 км. А если утро хмурое, дождливое, то отыскав в погодном радаре ближайшие пляжи под солнцем, сможете немедля уехать к ним. Как бы фантастически это не звучало, но именно так мы успевали позагорать то в Широкой Балке, то в Мысхако, то ещё где-то, пока в самом Новороссийске лило как из ведра.
Идеальной базой для нашего нового плана стал комплекс «Шато Пино» в Федотовке. Теперь это не просто винодельня, а целый агротуристический центр, при котором есть отель с бассейном и разные ресторации с экскурсиями, картинная галерея, музей советского быта и даже квартал мастеров с различными студиями.
Главное, что в «Шато Пино» есть три поста для зарядки электромобилей. Их ставили много лет назад ещё при поддержке Porsche. На них висят кабели с разъёмом Type 2, уже побелевшие от палящего солнца, однако наш китайско-русский космический гибрид через переходник питался от них превосходно. И к тому же бесплатно.
Ещё пару слов о стратегии зарядки. Не стоит «забивать» батарею полностью, если затем предстоит поездка вниз по крутому или затяжному склону. Батарея просто не сможет принимать энергию рекуперации. У того же i‑Space при уровне 80% SOC зарядная мощность снижается до 12 кВт, с дальнейшим ростом SOC она ослабевает до 3 кВт, а начиная с 95% рекуперация не принимается вообще. Если отправитесь на стопроцентно заряженной машине от «Шато Пино» вниз, к пляжам Широкой Балки, то скатитесь буквально на раскаленных тормозах вместо того, чтобы приплюсовать ещё пару процентов заряда.
Звёзды за лавандовым полем
За две недели мы успели побывать с i‑Space в стольких локациях, что все не перечислить. Но самые стоящие точки покажу с удовольствием.
Начали с того, что поднялись на автомобиле к смотровым площадкам над Новороссийском, которых достаточно много в горной гряде. Оттуда и до местных вершин недалеко — селфи вышли куда круче, чем у туристической стелы на трассе Е97.

Всего в паре десятков километров находится и крупный туристический центр «Абрау-Дюрсо». Планировать визит лучше на вечер — в 22:00 на озере перед арт-парком включают музыкальный фонтан. Заодно второй совет: чтобы не толкаться на набережной, берите напрокат водный велосипед — увидите светопредставление с гораздо более эффектного ракурса. На основной туристической парковке найдете зарядные станции, а в северной части озера Абрау — уютный яхт-клуб.
За настоящими водно-спортивными развлечениями мы отправлялись в Gelenwood. Там же можно остановиться на ночь, а обладатели электромобилей и гибридов с портом для быстрой зарядки найдут поблизости и мощную «столовую» для своей машины. Завидуем!
Заезжали также в тематический парк «Римская Империя», где словно переносишься в декорации фильма про древних римлян и можно понаблюдать даже за поединками гладиаторов. Большая часть парка тенистая, можно планировать дневное посещение.
Буквально в нескольких километрах от гладиаторов — внедорожные приключения на гигантских квадроциклах, мотовездеходах, эндуро и лошадях. Сюда от Новороссийска — около 40 км. Но в Геленджике, что по пути, есть несколько станций подзарядки и одна особенно удобно расположена у самой набережной. Хорошо совмещается с морским променадом.
А самая дальняя и запоминающаяся поездка выдалась к новой гравитационной винодельне «Скалистый берег». Дорогу к ней проложили через хутор Семигорский, чтобы заодно полюбоваться на поля лаванды и окунуться в атмосферу Прованса в «Доме ароматных трав». И вам советуем сделать так, чтобы после на контрасте ощутить, насколько передовым и в буквальном смысле космическим является «Скалистый берег».
Здесь нам разрешили прокатиться между виноградниками, подняться на вертолётную площадку с роскошными видами на закат, показали сам завод. А затем пригласили на уникальную дегустацию «Вино и звёзды», которая начинается в зале со «звездолётным» интерьером, а заканчивается на открытой террасе с мощным телескопом под познавательную лекцию гида-астронома о космосе и далеких галактиках.
В «Скалистом берегу» пока нет зарядок для электромобилей, но обещали подумать над их установкой и в порядке исключения подзарядили наш «ай-звездолёт» от розетки внутри завода.
Чип-трип
За неделю до этого похожим маршрутом в Новороссийск и обратно в Москву проехали знакомые на Mazda CX5. Только на бензин они потратили больше двадцати пяти тысяч рублей. У нас же, при большем километраже, столько не вышло даже с тратами на все платные дороги (почти девять тысяч рублей) и все коммерческие подзарядки. Вот такая банальная экономика.
Если верить бортовому компьютеру, то путь к морю мы проехали с расходом топлива 5,3 л/100 км и энергии 1,6 кВт·ч/100 км. Далее на чистом электричестве накатали ещё около 400 км и в режиме EV проехали также часть обратного пути. Из-за этого накопленный в поездке средний расход бензина в некий момент вообще опустился до 4,5 л/100 км.

Но если судить именно по тратам на все зарядки и заправки, то реальный расход бензина в поездке вышел 5,5 л/100 км. Совпадение с паспортным — чистая случайность. По факту он мог быть и ниже, если бы на обратной дороге по М4 удалось за одну остановку не только заправиться и пообедать, но и подзарядиться.
Зато после фиаско с дорожной зарядкой мы точно узнали, сколько i‑Space ест в чисто бензиновом режиме на хайвее. Пруф на третьем фото в карусели ниже: после 748 км пути со средней 90 км/ч и без каких-либо изменений заряда батареи нам пришлось долить 52 литра бензина. Это равно расходу в 7 л/100 км.
Так получилось при настройке уровня поддерживаемого заряда батареи для режима EVR на 35%. Меньше в липецком гибриде ставить не стоит — потеряете в динамике. Больше — можно, а в условиях, когда приходится часто совершать опережения в пол, даже нужно — оптимально 50-60%. Поддерживать ещё больший SOC в летнее время вряд ли целесообразно. Впрочем, главное правило рациональной езды на любом последовательномгибриде — избегать продолжительной езды со скоростью выше 130-140 км/ч. При такой генератор и ДВС вынуждены работать на полной мощности и расход возрастает настолько, что автомобиль становится прожорливее обычного бензинового SUV.
Выше для сравнения показываем и метрики того же i‑Space в чистом режиме EV (сделаны уже после обнуления всех счётчиков при езде по Москве и МКАДу вплоть до момента включения ДВС). Бортовой компьютер, конечно, привирает, показывая, что тратилось лишь 14,6 кВт·ч/100 км, но даже с учетом неизбежных потерь энергии (а это ещё примерно пару киловатт-часов с каждой полной зарядки), это вообще копеечный расход. И едва ли не самый скромный среди гибридных кроссоверов.
Так что Evolute i‑Space может потреблять совсем мало, когда это нужно вам. Но звездой автотуризма он станет, если производитель добавит порт быстрой зарядки и более ёмкую батарею. К слову, на новом i-Space она позволит проезжать уже более 100 км. Осталось приладить CCS 2.
Редакция благодарит:
- Главу проекта «Винные дороги России» Елену Порман за помощь в планировании тура
- Винодельню «Скалистый Берег» за возможность посмотреть на звёзды
- Комплекс «Шато Пино» за безупречное гостеприимство
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK
Комментарии