Его обещают поставить на конвейер до конца этого года. Но удивить нас собираются не этим
ЭРА АТОМОБИЛЬНОСТИ
Текст: Руслан ТАРАСОВ
Фото автора
Материал также опубликован в газете «Клаксон» pdf, 1,2 mb
Может, даже при нашей жизни наземный транспорт обзаведётся реакторами наподобие тех, что стоят на современных атомоходах-ледоколах или атомных субмаринах. Они будут крошечными, но их также не придется заправлять или заряжать на протяжении многих лет. И тогда в нашем лексиконе наверняка появятся такие слова как «атомовоз», «атомобус», «атомобиль». Наступит новая эра атомобильности…
Сейчас такое возможно лишь в компьютерных играх, поэтому вернёмся в настоящее. И познакомимся с электромобилем, который можно смело назвать предвестником транспорта будущего. Ему дали имя «Атом» потому, что батарею для него будут выпускать гигафабрики «Росатома». И хотя у него нет ядерного реактора, это всё равно самый необычный электрокар из всех существующих на данный момент.
Атомарные числа
Идея компактного батарейного автомобиля для города появилась задолго до «Атома» и была воплощена ещё в декабре 2020 года в виде ходового прототипа «Кама-1», разработанного на КамАЗе. То был симпатичный электромобильчиквнешне похожий на трёхдверный кроссовер. Но когда разработку из Набережных Челнов показали столичным чиновникам, те посчитали, что подобная машинка могла бы стать основой для «зелёного» каршеринга и такси, будь она на метр просторнее и с вдвое большим запасом хода.
Вот после этого всё и закрутилось. В 2021 году учредили стартап для разработки такой модели. В ноябре 2022 проекту дали имя «Атом». В мае 2023 выкатили весьма импозантный макет First Edition и объявили, что «Атом» станет первым электромобилем-гаджетом, созданным в России с нуля, да в придачу с собственной операционной системой и магазином приложений. В июле открыли прием предзаказов, чтобы изучить потенциальный спрос на такое чудо инноваций, и результаты превзошли все ожидания.
В 2024 году команда «Атома» существенно разрослась и занялась проработкой конвейерной модели и её модификаций для служб доставки. Сперва показали «Атом» со скорректированным дизайном кузова (машина стала менее изящной, зато более практичной и чуть подросла в высоту и ширину). Затем представили финальный интерьер.
Чуть погодя раскрыли все детали цифрового интерфейса, который в себя включал и то, чего на отечественных автомобилях отродясь не бывало: проекцию дополненной реальности на лобовое стекло, голосовое управление, мобильное приложение для удаленного контроля и т.д. Под конец 2024-го из ворот выехал и первый мул для тестирования «тележки», силовой установки, батареи и прочих узлов будущего автомобиля.
В тайм-лайне на этот год — сплошные испытания, доводки и калибровки перед запуском в производство. В мае завершился первый раунд краш-тестов «Атома»: лобовое столкновение с жесткой стеной (50 км/ч), фронтальный удар о деформируемый барьер с неполным перекрытием (на встречной скорости 100 км/ч), боковой удар в столб (32 км/ч), боковой удар о деформируемый барьер массой 1700 кг (50 км/ч) и т. д. За ним последовал второй раунд тестов с компьютерными симуляциями для улучшения систем и деталей конструкции. На третий раунд испытаний по программам C-NCAP, ARCAP и RCAR отправятся серийные модели, под сборку которых уже налаживается линия на московском заводе «Москвич».

Так что всё более чем серьёзно. Некогда нашумевший проект Ё-мобиля не прошел и десятой части программы развития, которую уже преодолел стартап «Атома».
Церемония открытия
Моё личное знакомство с машиной началось в московском Инженерном центре «Атома». Раньше здесь был дилерский центр Volvo, но сейчас всё пространство бывшего шоурума заставлено не автомобилями, а длинными столами в несколько рядов, за которыми работают программисты и инженеры. Сотрудников много. Даже у кофейной/чайной зоны офиса большинство кресел заняты персоналом с ноутбуками.
В штате, в основном, люди, которым на вид не более 35-40. Среди них есть и совсем юные зуммеры, есть и постарше — по видимости, техники и испытатели. Один из них решительно направился в мою сторону, когда я подходил к прототипу, который мне разрешили опробовать. Не успел я приблизиться к машине, как услышал вопрос:
— Это тринадцатый?
Я пожал плечами.
— Где ж тогда тринадцатый? — огорчился он и стал внимательно осматривать всю парковку центра.
Тем временем я пытался открыть дверь, безуспешно дергая за выдвинутую ручку. Она не поддавалась.
— Что-то заело… — воззвал я к помощи, — Может быть это и есть тринадцатый?
— Нет. Просто нажимайте на ручку. Потому что это на самом деле кнопка.
Я нажал и — о чудо! — в передней двери еле слышно щёлкнул замок и дверь стала отворяться сама при помощи электропривода. Такую «кнопку-ручку», оказывается, можно запросто нажать и бедром, если руки чем-от заняты.
На внутренней части двери тоже нашлась кнопка, но здесь она сделана маленькой и слегка утопленной для защиты от случайного нажатия. Всё понятно. Ну что ж, приводами нас уже не удивить, они есть на многих китайских электромобилях.
Но я поспешил с выводами. На задней двери вместо ручки поставлена просто кнопка. Как тут можно ошибиться? Но после нажатия на неё сразу открывается... передняя дверь, и лишь затем — задняя. Так сделано потому, что у «Атома» нет центральной стойки, и двери в ином порядке физически не двигаются, так как образуют этакий силовой замок.
Процесс распахивания длится всего несколько секунд. Закрытие происходит по обратному алгоритму: задняя-передняя. Привыкнуть нетрудно. Но тут я представил, как это будет выглядеть зимой в лютый мороз. Даже если приводы и рассчитаны на работу при -30-40, высадка всего одного пассажира со второго ряда приведет к гарантированному выветриванию всего тепла из салона.
Разработчики предусмотрели и ручное открытие двери. На прототипе для этого кнопку надо подержать нажатой секунду и после этого дверь легко поддается. Хотя это не меняет поочередный алгоритм открытия-закрытия и не ускоряет процесс. На серийном «Атоме» двери в придачу к этому сделают ещё и «умными» — работа приводов и замков будет контролироваться сенсорами для максимальной безопасности.
Есть и другие плюсы. Например, когда двери распахнуты полностью, посадка в салон «Атома» самая удобная из тех, что я вообще встречал на легковых автомобилях. Но вот когда они распахнуты частично… Ох, как бы первые пользователи не назвали всю эту инновацию «вратами Атома».
Настройся на завтра
Будущим клиентам придётся обзавестись ещё одной привычкой — ставить руль после парковки прямо. Потому что управление всеми системами автомобиля, за исключением стеклоподъёмников и выбора режимов движения/стоянки, сосредоточено на руле и встроенном в него дисплее. Здесь всё — подстройка кресел и управление климат-контролем, доступ к развлекательным функциям и ассистентам вождения, к навигации и переключению светотехники.
Кто-то воспримет кошмаром такой подход, но не спешите с выводами. При ближайшем рассмотрении выявилось, что все первостепенные функции толково разделены на тематические виджеты, которые просто пролистываются на экране влево-вправо. С главного экрана так же легко перейти на экран приложений или в раздел с короткими, но предельно понятным обучающими инструкциями. В интерфейсах китайских машин можно порой заблудиться, а здесь это сделать невозможно — всегда ясно, где находишься.
Упомяну ещё две важные детали, которые отличают российскую разработку интерфейса человек-машина от аналогов. Первая — это кнопки на том же руле. Физические органы управления избавляют от необходимости целиться в какие-то сенсорные области экрана. А ещё они сделаны разными по форме, и поэтому ими можно пользоваться вслепую или при отклоненном положении руля.
Вторая деталь на фото не видна, но она позволяет перенастраивать все системы любого «Атома» под ваш личный профиль, который вы заведете при первом знакомстве с автомобилем-гаджетом. Я не вдавался в тонкости, как будут связаны персональные установки с мобильным приложением «Атома» на вашем смартфоне и самим автомобилем, но говорят, что даже в каршеринговый «Атом» вы будете садиться как в свой, даже не задумываясь о том, что надо что-то настроить, придвинуть, включить/выключить.

Также стоит немного рассказать о продвинутом комплексе помощи водителю ADAS, который в «Атоме» отвечает уровню 2+ и практически приближен к автопилоту. В так называемый сенсорсет входит пять радаров (один дальнего обнаружения и четыре —ближнего), 12 ультразвуковых датчиков, включая четыре боковых, и 10 камер, где к привычным «глазам» кругового обзора добавляется камеры в крыльях, камера для зеркала заднего вида по спойлером, камера контроля состояния водителя и внутрисалонная камера.
Не уверен, что в штучно выпускаемых «Аурусах» комплекс ассистентов ADAS более крут, чем в «Атоме».
Приятно познакомиться
По понятным причинам на ходовом прототипе не все системы работали как надо, а испытать в деле проекцию дополненной реальности, голосовое управление и прочие цифровые фичи вообще не было возможности. Зато первые ездовые ощущения я получил в полной мере. И они не разочаровали.
Машина воспринимается как типичный электрокар — легкой и тяжелой одновременно. Разгон бодрый и моментный, будто в «Атоме» и нет тяжелой тяговой батареи, которая вмещает аж 77 киловатт-часов (для компактного автомобиля это практически рекорд). Но сам прокат по дороге весомый, нагруженный, будто едешь на внедорожнике или машине бизнес-класса с плотно настроенной подвеской. Тормоза достаточные — чуткие ровно настолько, чтобы не ощущалось инерции.
Удивился и маневренности. «Атому» нужно чрезвычайно мало места для разворота. В реакциях нет задержек, в руле и педалях не чувствуется ни чрезмерных мертвых ходов, ни ступенчатости, ни какой-то нелинейности. Эту часть, похоже, уже довели до ума и реально хорошо откалибровали — некоторые китайские машины с завода бывают гораздо хуже.
Но самое большое уважение вызывает то, что «Атом» практически ничего не копирует, что в наше время большая редкость. В нём воплощено множество оригинальных идей, нашлось место и уникальным решениям.
Людям с консервативными взглядами «Атом» не подойдет, так как это скорее девайс для личной мобильности, чем машина с практичными функциями. Но людям помоложе, которым ещё рано думать о большом багажнике, как и всем автолюбителям без укоренившихся привычек, «Атом» наверняка приглянется. Просто смотрите на него как на машину из будущего, где уже не помнят о кнопочных телефонах.
Предварительные спецификации «Атома»
- Длина/ширина/высота 3995/1790/1643 мм
- Колесная база 2635 мм
- Клиренс 170 мм
- Радиус разворота 4,9 м
- Объем багажника 345/1020 л
- Зарядные порты GB/T AC и GB/T DC
- Запас хода 500 км
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK


Комментарии