В 2019 году, когда доля EV не превышала и пары процентов, один популярный британский автожурнал провел опрос среди подписчиков и выявил парадоксальную картину: сразу 45 процентов читателей заявило о желании купить электрическую машину в ближайшее 5 лет, но 63 процента из них не очень-то и понимали, какие выгоды сулят им EV.
Степень готовности российских водителей к электромобилям численно никем еще не оценивалась, но суть не в цифрах. Суть в том, что электромобили – это неизбежность. Нам известно, какие вопросы будет задавать почти каждый, кто станет размышлять о приобретении EV взамен обычного автомобиля. Все ответы и аргументы мы собрали воедино в специальный гид, посвященный покупке и оформлению электромобилей в нашей стране.
Страница будет дополняться и обновляться по мере поступления новых данных.
У нас вы также найдете подробные разъяснения по зарядным системам и зарядным сетям в России, а также по особенностям эксплуатации EV в наших климатических условиях.
По состоянию на январь 2022 года на российском рынке были представлены следующие модели:
Audi e-tron и e-tron Sportback;
Audi e-tron S и e-tron S Sportback;
JAC EV7S;
Jaguar I-PACE;
Porsche Taycan (пять модификаций) и Taycan Cross Turismo (четыре модификации).
В 2021 году был начат прием предзаказов на Audi e-tron GT и e-tron GT RS, BMW iX (три модификации), MINI Cooper EV и Porsche Taycan Sport Turismo (четыре модификации). В этом году к числу официально поставляемых моделей должны прибавиться три EV от Mercedes-Benz и по одной новинке от Hyundai, Kia и Volvo.
Tesla официально до сих пор не представлена – даже новые электромобили в наиболее подходящей для России евроверсии оформляются продавцами как ввезенные частным образом.
На текущий момент поставки подавляющего большинства EV приостановлены из-за санкций.
С конца 2022 года в Россию официально поставляются электромобили марок Voyah и Skywell. Также поступили в продажу несколько моделей Evolute и "Москвич 3e" (локализованные для российской сборки китайские Dongfeng/Seres и JAC).
Audi для e-tron: гарантия качества на автомобиль сроком на 2 года (без ограничения пробега) плюс дополнительные 2 года (или по достижении пробега 120 000 км). Гарантия на высоковольтную батарею (остаточная ёмкость — не менее 70%) составляет 8 лет или 160 000 км пробега в зависимости от того, что наступит раньше.
Jaguar для I-PACE: заводская гарантия сроком на три года (или по достижении пробега 100 000 км) плюс полис «Защиты от поломок» на 2 дополнительных года. Гарантия на батарею аналогичная.
На автомобили Porsche устанавливается двухлетний гарантийный срок без ограничения пробега. Далее можно оформить сертификат постгарантийного обслуживания.
Гарантии JAC на EV7S даются на общих условиях: 5 лет или 150 000 км пробега.
C 2022 года на электромобили будет распространяться программа льготного автокредитования. Господдержкой смогут воспользоваться те, кто покупает автомобиль впервые, семьи с детьми, работники здравоохранения, а также те, кто сдает старый автомобиль дилеру в трейд-ин.
Также в Минэкономразвития достигли соглашения с Минпромторгом РФ о господдержке для электромобилей, произведенных в России. Покупатели таких машин могут рассчитывать на скидку до 25% (максимум 625 тысяч от индикативной цены электромобиля в 2,5 млн).
До конца 2023 года это условие распространят на электромобили крупноузловой сборки, в том числе с импортной тяговой батареей. В период с 2024 по 2025 годы под скидку будут попадать только электромобили мелкоузловой сборки или модели с отечественной батареей. С 2026 по 2030 годы требования по степени локализации EV станут еще более строгими.
Российский рынок новых электромобилей на самом деле заметно шире официального благодаря деятельности серых автодилеров. Приобрести электромобили марки Tesla и другие американские новинки, популярный японский Nissan Leaf и многие новые китайские электромобили – не проблема.
Цены на имеющиеся в наличии модели, которые не имеют пробега, прошли полную таможенную очистку, порой довольно высокие, зато позволяют стать обладателем EV самым быстрым образом: пришел – уехал.
Некоторые поставщики и частные перегонщики работают по индивидуальным заказам – подбирают подходящий экземпляр (новый или б/у), согласовывают с клиентам, берут предоплату и доставляют электромобиль в Россию. Такие предложения легко отыскиваются во всех российских базах частных объявлений.
Напрямую от производителя – нет. Но похожую услугу уже предлагают через дилеров – вы резервируете имеющейся в наличии автомобиль, можете дистанционно сделать оплату, оформить автокредит и т. д.
На подобных онлайн-сервисах для продавцов и покупателей, с проверкой авто и системой безопасной оплаты, специализируется «СберАвто», который с недавних пор стал предлагать к реализации и электромобили Tesla (как новые, так и с пробегом). Похожие услуги оказывают и крупные агрегаторы объявлений (Avito, Auto.Ru и другие).
Есть и альтернативный канал без посредников – покупка EV через японские, американские и европейские онлайн-аукционы, где, как правило, выставляется широчайший ассортимент подержанных электромобилей, начиная с тех, чье состояние описывается «как новый», и завершая битыми под разборку и запчасти. Наиболее продвинутые аукционы заодно обеспечивают доскональную проверку выставляемых лотов, сопровождение сделки, доставку ТС в любую точку России и помощь в таможенном оформлении.
На электромобили установлен код ТН ВЭД 8703800002. Он охватывает легковые автомобили категории М1 (до 8 мест) или М1G (повышенной проходимости), «приводимые в действие только электродвигателем». Формально сюда попадают также электромобили на водородных топливных элементах и гибриды последовательного типа, у которых ДВС вообще не связан с колесами и служит для вспомогательных цели – для подзарядки тяговой батареи.
Стоимость таможенной очистки складывается из следующего:
1) Пошлина. С 04.05.2020 по конец 2021 года в России, как и на всем пространстве Евразийского экономического союза, действовала нулевая ставка на ввоз электромобилей для физических и юридических лиц. С 2022 года она вернулась к значению 15% от таможенной стоимости ТС. Рассматривались предложения о продлении нулевой ставки на один-два года, чтобы стимулировать спрос на электромобили и развитие зарядной инфраструктуры, но государство приняло другие меры поддержки.
2) Акциз на мощность. При расчетах акциза на электромобили распространяются такие же ставки, что приняты и для обычных автомобилей. Ставки за 1 л.с. ежегодно индексируются и на 2023, 2024 и 2025 годы установлены в следующем размере:
до 90 л.с — 0 рублей;
от 91 до 150 л.с. — 55/57/59 рублей;
от 151 до 200 л.с. — 531/552/574 рубля;
от 201 до 300 л.с. — 869/904/940 рублей;
от 301 до 400 л.с. — 1482/1541/1603 рубля;
от 401 до 500 л.с. — 1534/1595/1659 рублей;
свыше 501 л.с. — 1584/1647/1713 рублей.
Важно: для исчисления акцизов необходимо учитывать "максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую она может обеспечивать в течение 30 минут". А если в автомобиле несколько электродвигателей, то их сумму (письма ФНС от 02.02.2021 № СД-4-3/1137@, Минфина от 29.01.2021 № 03-13-12/5697). Эта мощность приведена в ОТТС и она, как правило, в разы меньше кратковременной максимальной, которая стандартно приводится в характеристиках всех автомобилей.
3) Таможенный сбор за оформление. Ставка варьируется от 775 до 30 000 рублей в зависимости от стоимости машины.
Примечание: перечисленные платежи уже включены в стоимость электромобилей, реализуемых через официальные дилерские сети.
1) НДС в размере 20% от суммы, которая складывается из таможенной цены, таможенной пошлины и акциза на мощность электромобиля. Из-за налога на добавленную стоимость и образуется существенная разница между очень привлекательной продажной ценой машины за пределами нашей страны (где она зачастую очищена» от локальных налогов) и ее финальной стоимостью для покупателя в России.
2) Утилизационный сбор. C 2021 года для физических лиц его считали как и за автомобили с ДВС и гибридными установками — по коэффициентам 0,17 или 0,26 (к базовой ставке 20 000 рублей), поэтому выходило 3400 и 5200 рублей за электромобиль в возрасте, соответственно, менее или более трех лет.
С 5 апреля 2023 года в отношении электромобилей при ввозе физическими лицами для личного пользования при расчете утильсбора Минпромторгом РФ предписано применять те же коэффициенты, что и при ввозе юрлицами: за новые транспортные средства (возрастом до трех лет) — 1,63; за транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более трех лет — 6,1.
Постановлением от 7 июня 2023 года №1118 Правительство РФ изменило параметры исчисления утилизационного сбора и устранило разночтения. На электромобили, ввозимые физическими лицами, устанавливаются минимальные коэффициенты 0,17 (за новые) и 0,26 (старше трех лет). При этом указанные выше коэффициенты для юридических лиц (1,63 и 6,1) будут действовать только до конца 2024 года, а затем повысятся практически на порядок - соответственно до 6,1 и 67,3.
Ещё одним постановлением от 22 сентября 2023 года №1547 Правительство РФ очередной раз изменило правила и установило коэффициенты расчёта утилизационного сбора в отношении транспортных средств, оснащенных гибридными силовыми установками последовательного типа (ввезенных на территорию РФ с 1 января 2022 г.), такими же, как и за электромобили. Транспортные средства, оснащенные гибридной силовой установкой иного типа (в том числе и с последовательным режимом работы) в этот классификатор уже не попадают.
Примечание: перечисленные платежи, как правило, уже включены в стоимость электромобилей, реализуемых через дилерские сети.
1) СБКТС – Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (оформление и получение от 9000 рублей).
2) Документы по установке терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» с тревожной кнопкой в сертифицированной организации (монтаж от 3000 руб., сама система – от 15000 рублей). Наличие такого оборудования – обязательное условие и для таможенной очистки, и для эксплуатации ТС и не является исключением для машин б/у (детали расписаны здесь).
3) Идентификация устройства вызова экстренных служб (УВЭОС) в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» (от 3000 рублей).
Примечание: перечисленные платежи уже включены в стоимость электромобилей, реализуемых через официальные дилерские сети.
В России все EV на федеральном уровне облагаются транспортным налогом согласно статьи 358 Налогового кодекса РФ. Многие электрические модели также находятся в перечне автомобилей, к которым применятся повышенные коэффициенты налога на роскошь. Но власти некоторых регионов обнулили этот налог для отдельных категорий.
Физические лица, проживающие на территории Москвы, на которых зарегистрированы транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями (никакие гибридные автомобили в данную категорию не попадают), с 01.01.2020 освобождены от уплаты транспортного налога независимо от мощности ТС.
Этот же налог отменен еще в ряде областей (в Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Липецкой, Московской), в Санкт-Петербурге и Кабардино-Балкарской Республике. В Курской и Тюменской областях налог не распространяется на электромобили мощностью, соответственно, до 200 и 150 л.с.
В Москве владельцы электромобилей бесплатно паркуют машину на всей улично-дорожной сети города.
Выдвинут законопроект, разрешающий электромобилям езду в полосе для маршрутных транспортных средств.
Также на правительственном уровне обсуждалось и введение бесплатного проезда для электрического транспорта по платным участкам федеральных дорог. С 1 марта 2023 года такое решение вступило в силу, но пока лишь в порядке эксперимента до конца года. Для оформления транспондера со статусом "EV" владельцу электромобиля необходимо обратиться в любой офис "Автодора" с документами на ТС и написать соответствующее заявление. При проезде с таким транспондером на обычном автомобиле льготный статус будет аннулирован.
В отличие от обычных легковушек, модели на электрической тяге значительно меньше теряют в цене за первые пять лет эксплуатации и даже после нескольких сотен тысяч пробега. Это существенный плюс – минимизируются финансовые потери при последующей продаже.
С другой стороны, это не очень хорошая новость для покупателей, которые подыскивают EV на вторичном рынке. На низкую цену можно рассчитывать только в том случае, если приобретаемый электромобиль имеет серьезные повреждения, побывал в ДТП или имеет значительный износ тяговой батареи.
В общем, привычное автомобилистам правило о том, что подержанные модели намного выгоднее новой машины из автосалона, с EV не работает. Если и выгоднее, то не на много.
С 15 февраля 2023 года используется новая методика расчетов транспортного налога для ТС с электродвигателями, которая опирается на так называемую «максимальную полезную мощность», которую система тяги транспортного средства может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода. Именно такая мощность Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 и указывается в электронном паспорте транспортного средства в показателе «электродвигатель электромобиля».
При таком определении мощности мгновенные пиковые показатели силовой установки в режимах overbust (или им подобных) не учитываются.
Для исчисления транспортного налога для электромобилей, имеющих несколько электродвигателей, приводящих транспортное средство в движение, необходимо учитывать их суммарную максимальную 30-минутную мощность.
При наличии в транспортном средстве одновременно двигателя внутреннего сгорания и электрического двигателя, приводящих транспортное средство в движение, учитывается суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минутную мощность и мощность двигателя внутреннего сгорания.
Однако обращаем внимание на ключевое определение: «приводящих транспортное средство в движение». Такая формулировка по сути означает, что мощность электромоторов, не создающих тяги, как и мощность ДВС в гибридных силовых установках последовательного типа, где двигатель внутреннего сгорания служит только для генерации энергии, не должна учитываться при исчислении транспортного налога.