Владельцы электрокаров стали получать письма с требованием доплаты за утильсбор. Минпромторг разъяснил причину, но это породило ещё больше вопросов. В том числе и у Генеральной прокуратуры
БУДЬ КАК ЮРИК
Руслан ТАРАСОВ
Вкратце изложим суть темы, которая сейчас активно обсуждается телеграм-каналами для электромобилистов и ведущими автомобильными сайтами.
Итак, с 5 апреля 2023 года в отношении электромобилей при ввозе физическими лицами для личного пользования при расчете утильсбора предписано применять те же коэффициенты к базовой ставке 20 000 рублей, что и при ввозе юрлицами: за новые транспортные средства (возрастом до трех лет) — 1,63; за транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более трех лет — 6,1.
Прежде таможенные брокеры рассчитывали для физлиц утильсбор за EV как и за автомобили с ДВС и гибридными установками — по коэффициентам 0,17 или 0,26. Таким образом, за популярный у «физиков» бюджетный Nissan Leaf, как и за электрокар более высокого класса, надо было уплатить (в дополнение к основным таможенным платежам), соответственно, либо 3400, либо 5200 рублей, если машина была старше трех лет. Теперь, согласно рекомендациям Минпромторга РФ, утильсбор составит 32 600 и 122 000 рублей соответственно.

Переработка электромобилей и тяговых батарей ещё не развита в промышленных масштабах, но эксперты уверены, что она позволит извлекать для вторичного использования высокий процент ценных и редких элементов без загрязнения окружающей среды
Изменение правил расчета в министерстве объяснили тем, что прежде положения постановления правительства РФ № 1291 трактовались неправильно. В той части, где приводятся коэффициенты «при ввозе машин физлицами для личного пользования», указано, что они применяются «вне зависимости от объема двигателя». Но согласно положениям Технического регламента, понятие «объем двигателя» используется только в отношении тех транспортных средств, которые оснащены двигателем внутреннего сгорания. Таким образом, потребители не имеют право на льготные коэффициенты при ввозе чистых электромобилей, в принципе не оснащенных ДВС.
Вообще против более высокого утильсбора на EV трудно возразить: сегодня утилизация батарейного электромобиля объективно более затратна, чем обычного (новая трактовка, кстати, заметно повышает привлекательность гибридных «электричек», так как они остаются в льготной категории, хотя тоже оснащены высоковольтными батареями). К тому же ранее бывали и прецеденты таможенного оформления для «физиков» как для «юриков» — например, когда гражданин проводил через таможню сразу несколько электромобилей и явно не «для личного пользования».
Некоторые Nissan Leaf первого поколения на закате жизненного цикла привозили в Россию как раз под гаражную переборку тяговых батарей. Интересно, а у государства уже есть технология утилизации EV, за которую надо платить в 23 раза больше, чем за обычную?
Однако теперь таможенники на основании действующего «порядка проведения проверки документов и сведений» рассылают письма с перерасчетом утильсбора и тем владельцам EV, кто ещё до 5 апреля ввез в частном порядке электромобиль и сделал всё надлежащее оформление. И вот это вносит наибольшую напряженность.
Многие выбирали Leaf-трехлетку или даже более возрастной автомобиль как раз из соображений большей экономии. Но теперь им предлагается раскошелиться на сумму более ста тысяч, да ещё уплатить и штрафные пени. За что — за ошибки ФТС? А в какое отчаянное положение новая норма ставит тех энтузиастов EV, кто ввез и растаможил на себя уже несколько электромобилей разных моделей и разного возраста для пробы? По логике Минтранса и ФТС они обязаны доплатить утильсборы за все машины, которые ввезли за последние три года и такие суммы могут быть попросту разорительными.
Получатели «писем счастья» намерены бороться. Андрей, оплативший ещё в 2022 году все таможенные платежи и утильсбор за Chevrolet Bolt 2017 года выпуска, направил жалобу в центр Приволожского таможенного округа. Но ответ пока неизвестен — у ведомства есть месяц на рассмотрение жалобы.
«С формальной точки зрения оспорить вряд ли можно — ведь это не требование, которое, например, рассылается налоговыми органами, об уплате недоимки по налогам, — считает адвокат Сергей Радько, глава движения «Свобода выбора». — Даже сам документ называется «Письмо о направлении информации о необходимости уплаты утилизационного сбора». При этом подобный документ вообще не предусмотрен таможенным законодательством. Поэтому думаю, что само по себе предметом, например, судебного оспаривания это письмо быть не может».
Однако у электромобилистов всё-таки есть шансы изменить ситуацию в свою пользу. «Ничто не мешает автовладельцу обратиться, например, в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку действиям таможни, — полагает адвокат. — Самым эффективным способом будет защита в суде после того, как таможня обратится туда с иском о взыскании сбора. Там и можно будет привести свои аргументы».
Обновление от 4 мая 2023 года:
Генеральная прокуратура РФ проанализировала практику правоприменения при реализации таможенными органами полномочий, связанных с взиманием утилизационного сбора. По результатам выявлена правовая неопределенность в указанной сфере, сообщается на сайте ведомства.
Цитируем: "В целях исключения неединообразной практики применения коэффициентов и защиты прав граждан при оформлении автомобилей Генеральной прокуратурой Российской Федерации Министерству промышленности и торговли Российской Федерации предложено законодательно урегулировать правовую неопределенность в данном вопросе".
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK
Комментарии