В западных СМИ – очередная страшилка о потенциальной опасности электрокаров из-за их большего, по сравнению с автомобилями с ДВС, веса. Разбираемся
ВЕС В ОБЩЕСТВЕ
Руслан ТАРАСОВ
Фото GMC, AP
В первых числах года председательница национального агентства по безопасности на транспорте США (NTSB) Дженнифер Хоменди, выступая в Вашингтоне перед советом, заявила буквально следующее: «Я обеспокоена повышенным риском серьезных травм и смерти для всех участников дорожного движения из-за увеличения снаряженной массы, размера, мощности и производительности транспортных средств на наших дорогах, включая электромобили».
В качестве самого убийственного аргумента был упомянут громадный 5,5-метровый пикап GMC Hummer EV, одна батарея которого весит как обычная легковушка (сам электромобиль без груза и пассажиров обладает массой более 4 тонн).
Доводы прозвучали весьма угрожающе. Так, 11 января о «рисках, связанных с тяжелыми электромобилями» написала Canada News Today. Днем позже аналогичную новость выдал Reuters и она отправилась по всем СМИ, сетям и каналам.
17 ноября 2021 года Джо Байден протестировал Hummer EV на детройтском заводе General Motors Factory Zero (фото Эвана Вуччича)
Конечно, обеспокоенность госрегуляторов высокой массой EV в сравнении с обычными «топливными» ТС того же класса справедлива. На примере электропикапа Ford F-150 Lightning мы видим прибавку в массе почти в тонну и даже больше (если брать в расчет версию с наиболее емкой и тяжелой тяговой батареей).
Американскому страховому институту дорожной безопасности (IIHS) недавно пришлось проводить даже специальные испытания с утяжеленными бетоном автомобилями, чтобы проверить способность своего оборудования выдерживать краш-тесты массивных электрокаров. А в национальном управлении безопасностью движения на трассах (NHTSA) в комментарии Reuters заявили о том, что уже изучают поднятую Хоменди тему.
Однако всё это ещё не значит, что перевес в массе электромобилей действительно «оказывает существенное негативное влияние на безопасность всех участников дорожного движения» (именно так звучит вывод американской чиновницы). Они вряд ли стали причиной плохой статистики по количеству смертей на дорогах США, которое в 2021 году выросло на 10,5% до 42 915 случаев (что стало высшим показателем с 2005 года), ведь электрические тяжеловесы стали появляться на дорогах лишь в этом году.
С обывательской точки зрения большая тяжелая машина всегда безопаснее (особенно для тех, кто в ней находится) и наделает в ДТП больше бед тому, кто меньше и легче. Изначально шансы у сторон действительно разные, тут не поспоришь.
Но как раз из-за этого ещё в 2003 году и было принято Сompatibility Agreement — соглашение между автопроизводителями, которое стандартизовало защитные конструкции и системы обеспечения безопасности автомобилей разных классов и массы. Тем самым был значительно снижен уровень летальности между ними в наиболее тяжёлых ДТП. С учетом этого «соглашения о совместимости» разрабатываются и все современные EV.
В таком качестве тяжелый электрический автомобиль предпочтительнее обычного как раз с точки зрения безопасности
Упрекая электромобили в убийственной массе все почему-то забывают, что энергия удара также зависит от скорости (помните школьные уроки физики на тему импульса силы?). Поэтому автомобиль с ДВС, двигающийся со скоростью на 25% большей своего электрического аналога, который, предположим, ровно на 25% тяжелее, фактически несет в себе ту же разрушительную энергию. Не зря мудрые автомобилисты говорят, что убивает скорость.
Если этот аргумент кажется недостаточно сильным, то вспомните хотя бы одну аварию с пассажирскими автомобилями, которые заканчивались трагично не по причине превышения скорости, а по причине превышения массы. Не получается? Тогда идем далее.
В транспортном потоке всегда были автомобили большей массы: фургоны, грузовики, автобусы, самосвалы, тягачи… Некоторые превосходят по весу легковые модели и кроссоверы в десятки раз. И что на их фоне электромобиль, который тяжелее всего на несколько десятков процентов и при этом имеет мощные тормоза и куда более продвинутые системы безопасности?
Высокую мощность и крутящий момент, способность электромобилей к быстрому ускорению можно считать недостатками лишь при неумелой эксплуатации, то есть вождении. А так это сплошные достоинства. Мощные EV легко встраиваются в быстро движущийся поток, тратят меньше времени на совершение обгонов, безопасно преодолевают крутые подъемы и затяжные спуски, предотвращая развитие аварийных ситуаций.
Также электромобили, как правило, более устойчивы (особенно на скользкой или мокрой дороге), меньше склонны к неуправляемому скольжению и переворачиванию из-за низкого расположения центра тяжести и равномерного распределения масс по колесам. У них куда выше шанс избежать аварии вовсе. А лучшего способа устранения последствий ДТП, чем их недопущение, ещё не придумано.
Наконец, существующая сейчас разность в массе между EV и «топливными» автомобилями в моделях новых поколений постепенно станет уменьшаться, а в далекой перспективе на дорогах будут вообще доминировать электромобили. И вопрос, поднятый в заголовке, отпадет сам собой.
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK
Комментарии