2023 год порадовал значительным ростом продаж EV в России. Это аномалия или начало чего-то большего?
УМНОЖАЕМ НА ПЯТЬ
Руслан ТАРАСОВ
Фото Zeekr, Avatr, Punkt E
Инфографика «Автостат»
Российский рынок электромобилей за последние 12 месяцев показал невероятную динамику роста. По данным агентства «Автостат», в этот период в стране было реализовано 14 089 новых (возрастом до трех лет) электромобилей, что в 4,7 раза превышает показатель прошлого года. А в декабре 2023-го был установлен и очередной рекорд продаж EV за календарный месяц (1 922 единиц), что как минимум втрое больше продаж в декабре 2022-го и сравнимо со всем годовым объемом 2021-го.
На главной странице EV Start в правой колонке инфографики есть и ТОП-10 наиболее популярных батарейных моделей по итогам всего 2023 года. А здесь мы посмотрим на другие, не менее показательные факты и цифры.
Вот, например, как за 2023 год сложилась пятерка по маркам EV:
- Zeekr – 3 724 шт;
- Evolute – 2 020 шт;
- Volkswagen – 2 000 шт;
- Tesla – 1257 шт;
- Voyah – 674 шт; прочие — 4414 шт.
Приоткроем, что вошло в последний пункт. Следующие по популярности в России бренды электромобилей — это уже знакомые многим Hongqi, BYD, BMW и... «Москвич»! Возрожденная столичная марка с единственной электрической моделью 3E среди перечисленных грандов оказалась даже не на последнем месте, хотя поначалу продажи были очень скромными.
«Автостат» опирается на данные АО ППК, то есть на число автомобилей, поставленных на учёт в первый раз. Это наиболее корректно для оценки доли продаж EV в общем объеме авторынка. По другим же прикидкам российский рынок за прошлый год пополнился аж на 14 471 новых электрокаров. Но какую методику ни возьми, выходит, что легковые электромобили в РФ уже преодолели символический порог в один процент. В 2023 году их рыночная доля достигла 1,3-1,4%, а на повестке дня уже стоит ещё более важный рубеж в 5%, который, как показывает мировая практика, и предваряет массовый переход на EV.
Он будет преодолен, если россияне купят ещё около 60 тысяч электромобилей. И такое вполне может случиться до конца 2024 года. Нужные сигналы опять же находим в статистике.
Посмотрите, как выстрелил Zeekr, причем не только в роли самой продаваемой батарейной модели, но и в качестве самого успешного на текущий момент электромобильного бренда. Прежние фавориты — Porsche, Audi и даже Tesla — просто стерты в порошок. Это признак бурного формирующегося рынка, где у потребителей ещё нет сильной «марочной» привязанности.
Суперпопулярность Zeekr 001, затмившая в Росиии даже электрические модели от Volkswagen, указывает также на склонность покупателей к неординарным машинам. Обеспеченные автолюбители охотно пробуют не только самое дорогое и мощное, но и самое прогрессивное. Если тренд сохранит силу, то он вовлечет и другие EV из Китая.
Что уже, кстати, наблюдается по высокому шестому месту в декабрьской сводке у экстравагантного Avatr 11, который на наш рынок прибыл позже Zeekr. Не исключено, что через пару месяцев в топ-10 засветятся новейшие электромобили и других брендов (NIO, XPeng. Xiaomi и т.д.).
Высокие места в рейтинге (как в декабрьском, так и годовом) недорогого Evolute i-Pro, небольших SUV вроде Volkswagen ID.4, Evolute i-Joy и новенького городского Zeekr X подают не менее важный сигнал: российский рынок новых электромобилей начал разворачиваться к более демократичным моделям. Если в наступившем году успешно дебютирует первая электрическая Omoda, раскрутятся продажи Rising, начнут ещё больше ввозить самые хитовые BYD и другие электромобили ценой до 4-5 млн рублей, то продажи EV приобретут ещё более массовый характер.
Весьма ценные наблюдения были озвучены аналитиками «Автостата» и на очередной оперативке. В ходе недавнего опроса, которое они проводили вместе с агрегатором 2Chargers, выяснилось, что 64,3% владельцев EV в нашей стране имеют домашний зарядный терминал, а еще 30,7% установили его на работе. Такие электромобилисты редко сворачивают к публичным или коммерческим станциям, так как 72% зарядных сессий производят от своего «пистолета», что наиболее удобно и выгодно.
Вот такие продвинутые пользователи собственным примером способны сильно мотивировать к покупке EV даже самых консервативных автомобилистов.
Это может сделать и государство, если упростит всё ещё сложную процедуру согласования придомовых станций или каким-то иным способом простимулирует их установку. Первые шаги для этого уже делаются — в новостройках Москвы зарядные станции скорее всего станут обязательными.
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK
Комментарии