В 2022 году на российском рынке предлагалось уже около полусотни электрических моделей китайских брендов
КИТАЙ ДОГОНЯЕТ
Руслан ТАРАСОВ
Фото Hongqi, BYD, NIO, Hozon, BAIC, HiPhi
«Электрички» из Поднебесной выходят на российский рынок пока настолько тонким (но при этом широким) фронтом, что их наступление не так-то просто разглядеть. На дорогах страны такие модели ещё крайне редки, в общей статистике их тоже не видно: ни в первой десятке бестселлеров, ни во второй, ни даже в третьей-четвертой.
Однако батарейные машины китайского производства уже не сходят с автоновостных лент и часто упоминаются ведущими федеральными СМИ. Это значит, что уже завтра вы начнете встречать их на улицах, а послезавтра — и у своих подъездов.
Переломный момент, похоже, уже наступил. Пока что на нашем рынке ни один китайский EV не фигурировал среди самых продаваемых электрокаров. Но по итогам 2022 года сразу две модели вошли в ТОП-10 (рейтинги за все годы вы найдете в правой колонке на главной странице EV-Start.ru). Формально это отечественные модели Evolute от липецкого «Моторинвеста», но ни для кого не секрет, что это машины китайские.
Ещё показательнее рейтинг по маркам. Если ориентироваться на ТОП-5, который традиционно приводит агентство «Автостат», то в нём до сих пор нет чистых «китайцев» — лучшие места опять за Tesla, Audi, VW и Porsche. Но что мы видим под «пятеркой»? Малоизвестная россиянам BYD с широкой гаммой батарейных машин, которые оказывают сильнейшую конкуренцию Tesla на многих рынках, и у нас по-тихому вышла уже на седьмое место в электромобильном рейтинге брендов.
Давайте копать в статистику ещё глубже. Возьмем полную сводку продаж за 2022 год по всем китайским автомобилям в России. Она включает не только легковые модели, но также LCV и легкие грузовички — всего 119 позиций. Тройку самых продаваемых моделей представляют типичные популярные компактные кроссоверы с ДВС: Chery Tiggo 7 Pro (продано 18 699 шт.), Haval Jolion (17 527 шт.) и Geely Coolray (12 643 шт.).
Дорогие люксовые электромобили в России находят покупателей, но наибольший спрос ожиадается на модели, которые могут стать альтернативой премиальным автомобилям из Японии и Европы
А теперь смотрим, что будет, если переписать список, оставив в нём только батарейные модели, а также их гибридные разновидности:
- Hongqi E-HS9 — 48 шт.;
- BYD Tang — 37 шт.;
- BYD Han — 31 шт.;
- Voyah Free — 31 шт.;
- BYD Song — 29 шт.;
- Skywell ET5 — 26 шт.;
- Li Xiang One — 25 шт.;
- JAC IEV7S — 23 шт.;
- Zeekr 001 — 21 шт.;
- BYD Qin — 14 шт.;
- BYD Yuan — 14 шт.;
- XPeng G3 — 11 шт.;
- Hozon Neta U — 9 шт.;
- Chery EQ5 (Ant) — 7 шт.;
- Geely Geometry C — 6 шт.;
- Sokon Seres SF5 — 6 шт.;
- Weltmeister EX-5 — 6 шт.;
- Leapmotor C11 — 5 шт.
Если добавить в начало этого списка Evolute i-Pro и i-Joy (c результатом 179 и 73 шт.), то мы получим объективный рейтинг двадцати самых продаваемых китайских «электричек».
Уже здесь есть чему удивиться. Смотрите, например, как хорошо продавался дорогой люксовый Hongqi E-HS9! У любителей пробовать всё новое и необычное в почете были и две самых крупных батарейных модели BYD (кроссовер Tang и седан Han). А парочка машин, которые только в конце года начали официально поставляться к нам — премиальный Voyah Free и среднеразмерный Skywell ET5 — уже разошлись по стране не единицами, а десятками.
Электромобили NIO считаются одними из наиболее продвинутых, но в России они очень редки. Новых электрокаров из низкого ценового сегмента тоже пока совсем немного, хотя спрос на такие модели в перспективе может расти очень быстро
Возможно, именно они в этом году и перепишут кардинально российский рынок EV (причем весь, а не только его формирующуюся скудную «белую» часть). Не стоит сбрасывать со счетов и запускаемый в продажу электрический «Москвич 3е», сделанный из китайской модели.
Да, на электромобили из КНР приходится пока мизерная доля нашего рынка. Но если абстрагироваться от объемов и принимать в расчет модельное разнообразие, то они уже не уступают. Едва ли не каждая вторая ввезенная из Китая новая модель является либо чисто батарейным автомобилем, либо последовательным плагин-гибридом.
Вот, например, как выглядит нижняя половина рейтинга продаж EV в России: XPeng P7 — 5 шт. Dongfeng-Honda X-NV и GAC Aion Y — по 4 шт., Dongfeng Fukang, Geely Geometry A и Ora IQ — по 3 шт., BYD Dolphin, Huawei Aito M5, JAC SOL E10X, Siming Honda M-NV и Yema EC30 — по 2 штуки. И далее в списке — ещё 20 моделей.
Для большого автобизнеса единичные продажи, конечно, мало что значат, но они являются неплохими триггерами интереса. Активно пробуя новинки и малознакомые электромобильные бренды, авторынок сейчас очевидно ищет новые точки роста. И наверняка найдет, ведь многие модели из числа догоняющих в реальности не аутсайдеры и вполне могут выстрелить.
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK
Комментарии