Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первые десять месяцев 2021 года россияне купили 845 электромобилей, что на 118% больше, чем за тот же период прошлого года.
Рост продаж EV в стране происходит на фоне непростой конъюнктуры на основном рынке автомобилей. Спад в производстве, возникший из-за недостатка полупроводников и комплектующих, привел к дефициту новых автомобилей. Значительным превышением спроса над предложением пользуются автодилеры, искусственно поднимая цены на продаваемые модели за счет навязываемого допоборудования.
На электромобилях тот же кризис почти не отразился в силу небольших объемов сбыта, поэтому даже изначально дорогие элитные модели вроде Porsche Taycan стали весьма привлекательны на фоне конкурентов с ДВС.
Однако динамика продаж заметно ослабеет, если в России не будет сохранена действующая до конца 2021 года нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на электромобили. При таком сценарии стоимость импортных EV неизбежно возрастет, а уже утвержденные меры для разогрева покупательского интереса к электромобилям (скидки, льготное кредитование) могут оказаться недостаточно эффективными. Что в конечном итоге снизит стимулы и для тех, кто занимается поставками EV, расширением зарядной инфраструктуры и развитием рынка доступного зарядного оборудования.
Отказом продлевать нулевую ставку с 2022 года правительство РФ рассчитывает подтолкнуть иностранных автопроизводителей к локализации выпуска EV в России. Но в текущей рыночной ситуации это вряд ли сработает: у автобрендов и других забот хватает.
Комментарии