Акции «потенциального конкурента Tesla», которые стали публично торговаться на площадке NASDAQ 10 ноября 2021 года (под тикером RIVN), оказались так востребованы инвесторами и биржевыми воротилами, что компания на некоторое время поднялась до пятого места среди мировых автопроизводителей, уступив в капитализации лишь Daimler, Volkswagen, Toyota и самой Tesla.
При этом Rivian Automotive все еще остается стартапом с парой интересных разработок, но без налаженного массового выпуска электромобилей. По сути, у компании есть лишь амбиции – план выдать в 2023 году 150 тыс. автомобилей на заводе в Иллинойсе, а также большие долги, накопленные еще с основания в 2009 году. Выйти на IPO она решила ради привлечения финансов, необходимых для расширения производства, закупки комплектующих, налаживания сбыта и т. д.
Но в компании недооценили интерес инвесторов. Уже на первичном размещении было продано больше акций по более высокой цене, чем рассчитывалось, и тем самым привлечено почти $12 млрд вместо $10 млрд. А на второй день торгов цена бумаг в моменте была и вовсе почти вдвое выше начальной.
Эксперты считают, что такое мега-IPO упрощает задачу, ведь любая новая компания сталкивается с большими рисками и поначалу несет огромные убытки; денежная подушка не помешает. Но реализовать задуманное в таких высоких объемах, как планировалось, и выйти на положительный денежный поток еще сложнее. «Вот что есть настоящий тест», – сказал Илон Маск в своем «Твиттере», комментируя выход конкурента на биржу.
Впрочем, компании не являются прямыми соперниками. В линейке Rivian есть пока лишь пикап R1T и сделанный на его базе внедорожник R1S. Плюс имеется проект коммерческого фургона (уже поддержанный контрактом на 100 тыс. автомобилей для Amazon). Первый для американцев выглядит куда более привычно, чем угловатый CyberTruck, а оставшиеся разработки вообще не имеют аналогов от Tesla. Так что бренд входит в большой рынок, максимально оградившись от соперничества в лоб.
Комментарии