Нужно ли быть смельчаком, чтобы отправиться на электро-SUV в далекую автопрогулку? И да, и нет.
ВРЕМЯ X
Олаф ХАНСЕН, Лиллиехаммер
Фото Tesla
Некоторые добропорядочные владельцы Audi e-tron и Jaguar I-Pace утверждают, что их машины способны пройти безостановочно на одной зарядке даже больше, чем заявлено в технических паспортах, если подобрать самый экономный (и, надо сказать, совсем не быстрый) темп дорожного хода. Но вообще электромобили размером с внедорожник – не самый хороший выбор для дальних путешествий из-за неважной аэродинамики и повышенного расхода электроэнергии. Их удел – возвышаться в запруженных транспортом городах и крутиться по пригородам.
Исключением из правил является разве что Tesla Model X с самой большой батареей. Этот электрокар готов двигаться так долго, что даже самые стойкие пассажиры потребуют остановки первыми. А если по маршруту предвидятся еще и станции Supercharger для него, то поездка в неслыханном отрыве от придомовой розетки перестает казаться авантюрой.
Около 600 км на одном заряде не так уж и много, если вы собираетесь просто ехать. Но не так уж и мало, если планируете свернуть к каким-нибудь развлечениям
Да, поначалу вам будет непросто отделаться от страха наткнуться в незнакомых краях на неработающую станцию. Но затем вы станете бояться не этого, а возможных очередей к точкам подпитки. Раньше, когда на дорогах Норвегии не встречалось такого количества EV, потеря «всего» 40 минут для пополнения батареи до 80% заряда даже в расчет не принималась. Но на практике может сложиться так, что придется ждать дольше. И такая проблема особенно неприятна для тех, кто не может воспользоваться «суперчарджами» и вынужден прибегать к типа «быстрым» 50-киловаттным терминалам (на которых, кстати, энергия часто отпускается дороже, чем в сети Tesla).
Вот почему уже поговаривают об особых плавающих тарифах, учитывающих спрос от EV. Не исключено, что ими так «отрегулируют» загруженность зарядных станций, что у нас вообще пропадет охота выезжать на выходных. Но сейчас мы пускаемся почти в романтическое путешествие – с теми же смелыми надеждами, с которыми уходили под парусами и наши древние предки, уповая на божью милость, хорошую погоду и попутный ветер.
Tesla Model X особенно хорош в качестве ковчега для любого дальнего «дрейфа» в силу своих размеров и компоновки. Его салон не сравнится с изысканностью и точностью изготовления интерьеров Audi e-tron. Он далек по части стилистической замысловатости и качества материалов от салона Jaguar I-Pace. Зато он неизмеримо просторнее и воздушнее. 17-дюймовый экран на приборной панели, роскошный обзор во все окна и невероятная 2,5-метровая прозрачная крыша над головой вызывают искреннее восхищение. Тачскрин размером с большой печатный атлас дорог работает классно и с образцовой четкостью отображает карты местности. А стеклянный «купол» достаточно затонирован сверху, чтобы палящее солнце не доставляло неудобств.
Если в Tesla Model X пассажирам надоест глазеть по сторонам, можно уткнуться в созерцание классной имитации домашнего камина на огромном главном дисплее. Жаль, он не греет
В пути нас настигает ураганный ветер и ливень такой силы, что мы сворачиваем на отстой к парковке. В других автомобилях вы бы почувствовали себя, наверное, более защищенно, но в Model X словно оказываешься в 5D-кинотеатре. А если у вас версия с двумя раздельными сиденьями на втором ряду, за которыми вдобавок поднят еще и третий ряд, то ощущение шоу усиливается до 100 процентов: происходящее вокруг кажется чем-то совсем нереальным.
Но поп-корн стоит запасать заранее, а выход со второго ряда во время «сеанса» вообще лучше блокировать. Фирменные двери «крылья сокола», подъем которых напоминает трюк, в штормовой ветер раскачиваются очень опасно и ни от чего не защищают.
Tesla веселее в движении. Кресла в Model X без четкого профиля и боковой поддержки ужасны в долгой поездке, но это неудобство не замечаешь. Время здесь скрашивается мощной отзывчивостью «тесловских» электромоторов, а также тем, что сама машина, в отличие от конкурентов, едет без мертвящей тишины. Она какая-то и грузная, и очень живая одновременно: подвывает, поскрипывает, вибрирует, пританцовывает на неровностях. Даже не рассчитывайте здесь на «тихий час», как в плавном Audi, или на отупляющую эйфорию полета космического «шаттла», как в электрическом Jaguar, который, надо признать, много лучше держится за плохую дорогу, чем Model X.
Напоследок дам четыре совета всем, кто соберется на Model X в путешествие на уик-энд большой компанией или всей семьей.
Итак, сперва как следует продумайте укладку багажа. Мелкие вещи и особенно бутылки должны быть хорошо закреплены, чтобы затем на торможениях к вам в салон ничего не прилетало.
Второе: используйте режимы усиленного рекуперативного торможения и настройку для управления «в одну педаль» лишь в холмистой или горной местности, а на «плоских» дорогах выбирайте минимальную рекуперацию – если дадите электромобилю свободу катиться естественным образом, то сбережете больше энергии.
Не упускайте шанс хотя бы чуть-чуть подпитаться от любых свободных терминалов по пути. В Европе наткнуться на очередь при Supercharge уже не так уж и сложно.
Изучите все возможные «точки интереса» по пути – парки, музеи, спорткомплексы, аттракционы, супермаркеты, кафешки и т. д. Если понадобится чем-то заполнить время, которое и так будет потрачено на ожидание терминала, то вы его проведете с пользой. Особенно, если поедите вместе с детворой.
Комментарии