Сложившаяся классификация транспортных средств на электротяге всё ещё мешает быть статистике по-настоящему объективной, но итоги продаж радуют.
КТО ТУТ САМЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ?
Руслан ТАРАСОВ
Фото Tesla, Wuling, Hyundai, Kia, Nissan
Благодаря Tesla в марте электромобили захватили уже 11% мирового автомобильного рынка. Вот такой очевидный вывод вытекает из рейтинга, который привел портал Clean Technica.
Глобальные продажи электрических моделей выросли на 60% относительно марта 2021 года и составили 851 тысяч единиц (это 15% от продаж всех автомобилей). При этом доля стопроцентно батарейных электромобилей без учета плагин-гибридов впервые превысила уровень в 10%.
Итак, двадцатка самых продаваемых BEV (они выделены шрифтом) и PHEV на текущий момент выглядит так:
- Tesla Model Y, 92221 шт;
- Tesla Model 3, 81713 шт;
- Wuling Honguang Mini EV, 47563 шт;
- BYD Song Pro/Plus PHEV, 22383 шт;
- BYD Qin Plus PHEV, 14282 шт;
- Chery QQ Ice Cream, 11687 шт;
- Li Xiang One EREV, 11034 шт;
- Volkswagen ID.4, 10857 шт;
- Hyundai Ioniq 5, 10848 шт;
- Changan Benni EV, 10728 шт;
- BYD Dolphin, 10504 шт;
- BYD Han EV, 10186 шт;
- BYD Yuan Plus, 10027 шт;
- GAC Aion Y, 9501 шт;
- Xpeng P7, 9195 шт;
- BYD Tang PHEV, 9071 шт;
- Kia EV6, 9046 шт;
- BYD Qin Plus EV, 8692 шт;
- Chery eQ1, 8240 шт;
- Hozon Neta V, 8122 шт;
По автомобильным маркам самой успешной по итогам первого квартала стала Tesla. На рыночном подиуме EV также прочно стоят китайские SAIC и BYD. Volkswagen, занявший четвертую строчку, уступает лидеру в объемах продаж электрических моделей более чем втрое. Hyundai и KIA даже суммарно пока лишь на пятом месте.
Что в этой статистике не так? А то, что под определение Electric Vehicle с точки зрения рыночных аналитиков формально попадают только те автомобили, которые наделены портом для подзарядки тяговой батареи. Таким образом выпадает и большой сегмент обычных гибридов (которые зачастую «зеленее» по выбросам CO2 в сравнении с PHEV в обычной эксплуатации), и пока ещё малочисленный класс машин на водородных топливных ячейках (они вообще выбрасывают не углекислоту, а воду).
Та же Clean Teсhnica отмечает, что в мире было продано 832 тысячи обычных гибридов, и рост месяц к месяцу составил всего 1%. Из этого делается вывод, что их доля в дальнейшем начнет снижаться.
Но не исключено, что прогноз придется пересматривать. В последние годы в странах, где пока нет масштабного развития сетей ЭЗС, начала расти популярность особых последовательных гибридов, которые ещё называют «электричками без зарядки» (вроде Nissan Note/Aura e-Power, ставший «Автомобилем года» в Японии).
Такие машины, как правило, построены по подобию EV, в том числе и по многомоторной схеме с электроприводами на обе оси. Однако у них нет ни большой массивной батареи (вместо нее применяется небольшой «буферный» аккумулятор), ни обязательных для бензиновых машин узлов трансмиссии, а энергия для движения полностью вырабатывается бортовым ДВС/генератором. За счет этого достигается и отличная динамика, и высокая экономичность езды в городских условиях.
Концептуально последоватальные гибриды в гораздо большей степени «электрические», чем сложные и дорогие в производстве PHEV на базе обычных машин. И если бы они также присутствовали в рейтинге, то TOP-20 уже бы сегодня недосчитался некоторых плагин-гибридов.
Cannot assign null to property mysqli_result::$current_field of type int