Динамика продаж новых электромобилей, как ни странно, оказалась даже лучше, чем у электрокаров с пробегом
ХОРОШИЕ ЗНАКИ
Руслан ТАРАСОВ
Фото Audi, Nissan, Porsche, Tesla
С разницей в пару недель аналитическое агентство «Автостат», опираясь на данные АО «Электронный паспорт», выдало ключевую статистику по российскому рынку новых и подержанных электромобилей. Если коротко, продажи за первые шесть месяцев оказалась сильно лучше ожиданий.
Общий фон до этого не способствовал ни оптимистичным, ни даже умеренно пессимистичным прогнозам: в первом полугодии 2022-го рынок всех новых легковых автомобилей в России упал более чем на половину (-56%).
Но в сегменте новых EV нарисовалась обратная картина. Так, за шесть месяцев россияне купили 1278 электромобилей, что на 53% больше, чем за тот же период прошлого года.
46,5% рынка таких транспортных средств пришлось на Tesla – за полгода жители РФ стали обладателями 594 машин этой марки, что в 3,5 раза больше результата января – июня 2021-го. Ещё примерно четверть рынка электрокаров заполучили две немецкие марки – Audi (178 шт.; +2%) и Porsche (139 шт.; -50%). Таким образом, три бренда аккумулируют свыше 70% всех продаж новых электромобилей в нашей стране.
В «модельном» рейтинге лидером стала Tesla Model Y (277 шт.) и совсем немного от нее отстает Model 3 (254 шт.). Замыкает первую тройку Audi e-tron (171 шт.).
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков поясняет рост на фоне общего падения тем, что сейчас находят своих владельцев и встают на учет те электромобили, которые были поставлены в конце 2021 года ещё перед отменой нулевых пошлин на ввоз электромобилей в Россию. Поэтому эксперт убежден, что рост продаж EV в России скоро заметно сократится.
Но с этим можно поспорить. Ввоз «Тесла» серыми автодилерами будет, скорее всего, продолжать набирать обороты, потому что к этому подталкивает общая рыночная конъюнктура — парадоксально, но чем сильнее дефицит обычных новых моделей, тем активнее автодилеры и покупатели смотрят на «электрозамещение».
Kia EV6, Hyundai Ioniq 5, Mercedes-Benz EQS SUV, BMW iX - эти модели уже могли бы продаваться официально
К тому же скоро на нашем рынке, если не случится никаких очередных потрясений, появятся локализованные электрические модели китайских производителей. И при хорошем раскладе их количество окажется таково, что они положительно повлияют даже на общую статистику.
А что с б/у? По данным «Автостата», в первом полугодии 2022 года в России было куплено 4,5 тысячи электромобилей с пробегом. Это на 25% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года.
Три четверти вторичного рынка электрокаров приходится в нашей стране на две марки – Nissan (доля – 54,5%) и Tesla (21,6%). Японский бренд представлен всего одной моделью – Leaf, число которых в период с января по июнь в Россси увеличилось на 2,5 тысяч единиц. Электромобили американской марки за тот же срок были приобретены в количестве почти одной тысяч штук. На долю каждого из оставшихся автомобильных брендов пришлось не более 4% от общего объема покупок б/у электромобилей.
К сожалению, в «модельном» рейтинге «Автостат» не делает разницы между Nissan Leaf первого и второго поколений, а именно это было бы показательно для анализа вторичного рынка электромобилей в РФ. Но за Leaf в топе б/у следуют все три популярных «Теслы» – Model 3 (459 шт.), Model S (222 шт.) и Model Y (178 шт.). Замыкает Топ-5 электрических моделей с пробегом Porsche Taycan (158 шт.).
Ещё раз обратим внимание на динамику к первому полугодию 2021-го, когда на российском электромобильном рынке всё также бурно росло: продажи новых EV прибавили ещё на половину, а продажи электрических машин с пробегом выросли уже только на четверть. То, что новыми электрокарами автолюбители интересуются всё больше и больше, согласитесь, никак нельзя назвать плохим знаком.
Теперь — раскладка по регионам за первое полугодие 2022-го, причем в этой статистике отражены продажи только новых EV:
- Москва — 491 электромобилей;
- Московская область — 136;
- Санкт-Петербург — 118;
- Краснодарский край — 90;
- Пермский край — 37;
- Татарстан — 27;
- Свердловская область — 25;
- Нижегородская область — 24;
- Иркутская область — 23;
- Челябинская область — 22.
Приморский край, как видите, даже не вошел в представленный Топ-10, хотя он является одним из самых электромобилизированных регионов России (за счет большого количества зарегистрированных подержанных EV).
Ну и к вопросу: это много или мало? Для сравнения, в Армении, в стране с населением менее 4 млн, за первые шесть месяцев 2022 года было продано 7181 электрокаров. Источник, правда, не уточняет каких именно (скорее совокупно — и новых, и б/у), но в любом случае они уже впереди России. А по итогам всего года наверняка покажут динамику под 300%.
Комментарии