В Минпромторге считают, что доля EV к 2030 году в России может достичь 15% от всего авторынка, но у нас есть сомнения...
ОТСЧЁТ ОТ НУЛЯ
Руслан ТАРАСОВ
Такой вывод следует из проекта «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года», который разработали в Министерстве промышленности и торговли совместно с отраслевым институтом НАМИ.
Главные цели определены: обеспечение технологического суверенитета автомобильной промышленности, удовлетворение потребности российского рынка в конкурентоспособной на мировом уровне продукцией с высоким уровнем локализации (не менее 80%), обеспечение роста вклада автомобильной промышленности в российскую экономику.
Назван и необходимый объем инвестиций на период 2023–2035 годов:
- в НИОКР и организацию производства компонентов для выпуска высоколокализованной продукции — 2,7 трлн рублей;
- в стимулирование спроса на продукцию и программы обновления парка — 0,5-0,6 трлн;
- на финансирование экспорта — «столько же» (формулировка отсюда).
«Планируется появление линейки высоколокализованных электрических автомобилей со значительными темпами роста продаж (65-70% в год с достижением доли электротранспортных средств в размере 15% от совокупного объема автомобильного рынка в натуральном выражении к 2030 году), создание новых производств компонентов и материалов для электрического и гибридного транспорта с наращиваем их экспорта, включая тяговые батареи, ячейки к ним, катодные и анодные материалы, другие компоненты и материалы», — пишет ТАСС, ссылаясь на текст проекта.
Согласно документу, по итогам 2021 года доля электромобилей в объеме автомобильного рынка в натуральном выражении в России составляла 1,1%. Но если рассматривать только сегмент легковых автомобилей, то по самым актуальным данным, которыми располагает аналитическое агентство «Автостат», на 1 июля 2022 года на территории РФ было зарегистрировано пока лишь 18,7 тысяч электромобилей, а это всего 0,04% от общего количества легковушек в стране.
При таких исходных массовый спрос на EV в России придется стимулировать наверняка более интенсивно — особенно на российские электрокары, которые должны появиться в будущем.
Журнал «За рулем» вместе с «Автостатом» недавно провели онлайн-опрос «По какой цене вы бы купили отечественный электромобиль» и его результаты выглядят не слишком оптимистично. Почти 65% россиян не готовы заплатить за электромобиль более 800 тысяч рублей. А 23% хотели бы потратить на покупку российского электрокара вообще не более... 400 тысяч. Полноценный электрокар от 1,4 млн рублей готовы купить лишь 5% опрошенных. «Мне кажется, мы здесь видим типичный пример протестного голосования», — комментирует итоги опроса редактор журнала «За рулем» Юрий Тимкин.
С другой стороны, это показывает, что широкие слои автолюбителей из российской глубинки, читающие «За рулем», просто нацелены на сегмент ультрабюджетных электрических моделей вроде Wuling Hongguang Mini EV.
Если локализовать их сборку, то показатель в 15%, который наметили чиновники, будет вполне достижим. Но такие ли электрокары мы хотели бы видеть на наших улицах?
Комментарии