2023 год определенно может стать знаменательным для российского рынка EV. Однако новые мощные тренды прослеживаются и в других странах
ПЕРЕСТРОЙКА И УСКОРЕНИЕ
Руслан ТАРАСОВ
Фото Volkswagen, BYD, Tesla, Zeekr
Инфографика «Автостат»
Прошла очередная волна аналитических отчетов за первое полугодие 2023. И в этот раз, несмотря на преодоление «полупроводникового» и «ковидного» кризисов, итоги оказались не настолько скучно-предсказуемыми, как бывали раньше.
Для начала пройдемся по крупнейшим рынкам.
Китайская ассоциация производителей легковых автомобилей CAAM опубликовала данные за первые 6 месяцев текущего года, из которых следует, что в стране выпустили электромобилей и гибридов (входят в общую категорию NEV) на 42,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сбыт тоже не отстает: за полугодие продано 2,09 млн электромобилей (BEV) и почти миллион подзаряжаемых гибридов (PHEV). В сумме они составляют уже 28,3% местного рынка.
Ещё более грандиозно выглядит рывок экспорта всего легкового транспорта из Китая — +75,5% по сравнению с первой половиной 2022-го. Поскольку доля электрокаров в нём немалая, это означает и начало масштабной экспансии китайских NEV на другие рынки, и приближение местного рынка к насыщению. Что хорошая новость и для нас: это заставит производителей электрокаров из Китая рано или поздно присмотреться к российскому рынку.
Локомотивом в КНР остается BYD — и по сумме BEV+PHEV, которых продано 1,098 млн за первое полугодие (+72%), и по батарейным моделям. На внутреннем рынке сбыт чистых электрокаров BYD, достигший 524 тысяч, оказался намного выше и Tesla (294 тысяч), и вместе взятых Aion, Wuling и Changan (у ближайших конкурентов продажи составили 211, 172 и 57,6 тысяч соответственно).
Зато Tesla продолжает победно наращивать продажи в США. За первые шесть месяцев 2023 года реализовано почти 337 тысяч электромобилей (+30%), а это больше, чем в сумме у 18 (!) преследователей. Но стоит отметить, что продажи Tesla, как и других американских производителей EV, мощно стимулируются субсидией (сумма господдержки доходит до $7500). Audi, BMW, Hyundai, Nissan, Volvo и некоторые другие автобренды с сильными позициями в США такого солидного бонуса своим покупателям предложить не могут.
Ещё одной знаковой тенденцией в первой половине 2023-го на заокеанском рынке стал переход производителей на спецификации зарядки NACS. К стандарту Supercharger, который был открыт «Теслой» для всех и превратился в национальный, присоединилось уже с десяток автопроизводителей, включая GM, Stellantis, Mercedes-Benz, Polestar и др. Всё идет к тому, что через пару лет CSS Type 1 и все прочие стандарты электрокаровских разъемов в Америке просто похоронят.
Тем временем в Европе появились признаки охлаждения ажиотажного спроса на электромобили. Volkswagen даже пришлось на две недели приостановить производство кроссовера ID.4 и нового лифтбека ID.7 на заводе в Эмдене (Германия), так как спрос на эти электромобили в ЕС оказался на треть ниже прогнозного. К слову, «Тесле» в Европе по итогам полугодия также не удалось превысить свои же показатели продаж последних 6 месяцев 2022 года. Впрочем, даже это не помешало Tesla Model Y возглавить европейский чарт продаж и обойти все прочие легковые автомобили.
Ну, а теперь Россия. В июне впервые ежемесячные продажи электромобилей превзошли отметку в 1000 штук. Для сравнения: это в семь раз больше, чем в июне 2022-го.
По предварительным подсчетам на российском рынке уже более 30 тысяч EV. При сохранении текущих темпов их доля в недалёкой перспективе перевалит за пороговые 5%, с которых, как показывает опыт других стран, и начинается массовый переход на новый вид транспорта.
Что касается динамики конкретных моделей и марок электромобилей, то её лучше всего отображают слайды «Автостата», которые были продемонстрированы на оперативке аналитического агентства 7 июля.
Как видно, основу спроса сегодня составляют модели ценой от 3 до 7 млн рублей (яркое исключение — люксовый Hongqi E-HS9). На первую пятерку приходится более 46% продаж, но стоит отметить изменение покупательских приоритетов. Раньше из десяти проданных электромобилей в России один-две непременно были какой-либо моделью Tesla, а теперь расклад совсем иной. Один — это гарантированно какой-либо ID от Volkswagen, а второй — Zeekr!
Эта китайская марка, кстати, в минувшие месяцы демонстрировала настолько впечатляющий рост, что к концу года начнёт бороться и за абсолютное лидерство. Особенно если по параллельным каналам поставщики начнут ввозить и новейшую модель Zeekr X.
На этом фоне довольно слабо выглядят позиции Voyah и Skywell, но следует принимать во внимание, что «Автостат» не включает в статистику батарейных моделей данные по продажам электрокаров с расширенным диапазоном (ER-EV) и плагин-гибридов (PHEV), на борту которых есть генератор с ДВС.
Хотя для полноты картины, наверное, стоило бы вести учёт и по ним, так как тех же гибридных Voyah Free сейчас продается примерно в семь-восемь раз больше батарейных, а спрос на продвинутые подключаемые гибриды Li, Lynk&Co, Chery и других марок вообще никак не отражается в статистике электроприводных автомобилей.
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK
Комментарии