Предлагаем посмотреть из нашего настоящего в не столь отдалённое прошлое на то, что когда-то преподносили как электромобиль будущего
ПЕРВЫЙ РОСТОК
Руслан ТАРАСОВ
Фото Nissan
Это проект Nissan Future Electric Vehicle (или сокращенно FEV), о котором недавно напомнил JapaneseNostalgicCar. Он появился на свет в 1991 году, то есть задолго до рождения Tesla и выхода массового Nissan Leaf, опередив на шесть лет даже мелкосерийный General Motors EV1, с которого и принято отсчитывать начало современной эры электромобилей.
Обычным концептуальным прототипом FEV назвать трудно. За полетом дизайнерской мысли, что характерно для любого шоу-кара, здесь просматривается и глубокая техническая проработка под серийный выпуск. Взгляните, насколько законченно выглядят все детали интерьера и внешняя светотехника. Складывается ощущение, будто машину уже сделали на конвейере.
В инженерном плане проект Nissan опережал время. Электромобиль уже тогда обладал характеристиками, которые в других разработках достигли лишь много лет спустя. FEV был выполнен в двухдверном кузове каплевидной формы (похожий формат фастбэка после получил и General Motors EV1, который при этом являлся купе без второго ряда сидений), поставленый на специально созданные для него колеса с низким сопротивлением качению. В силу этого электромобиль отличался хорошей аэродинамикой (коэффициент 0,19), а поскольку частично был сделан из алюминия, то и небольшим для электрокара весом.
Тяговой батареей служила сборка из никель-кадмиевых аккумуляторов. Электромотор отличался высокой эффективностью и компактными размерами. Мощности не было в избытке (FEV разгонялся до «сотни» за долгие 20 секунд), зато силовая установка обеспечивала рекуперативное торможение и максимально экономное расходование энергии, запаса которой по заверениям автопроизводителя хватало на 250 км.
Также FEV был одной из первых моделей с системой быстрой зарядки. Технология, предложенная Nissan, назвалась Super Quick Charge (SQC) и обеспечивала от специального 200-вольтового терминала 40% всего за 6 минут. Для сравнения: полная зарядка от японской бытовой 100-вольтовой электросети занимала, согласно данным Nissan, уже восемь часов. И эта цифра о много говорит. Из неё следует, что емкость батареи в FEV предположительно не превышала 12 кВт·ч, а средний расход энергии в движении составлял лишь 5-6 кВт/100 км, что чрезвычайно мало по современным меркам.
Nissan FEV был впервые представлен на Токийском автосалоне 1991 года. Его полные спецификации до сих пор остаются загадкой
Наконец, уже тогда прототип Nissan «предсказал» и ряд других систем, которые сегодня внедряются в серийные EV: тепловое насосы для эффективного поддержания температуры в салоне, солнечные панели для подпитки аудиосистемы и климат-контроля, продвинутые редукторы, модульная силовая электроника и т. д.
В 1992 году FEV получил награду Auto&Design Cover Award, но до производства ни он сам, ни его версия FEV II в кузове хетчбэка (вышла в 1995 году) так и не дошли. В США публика ещё была не готова к электромобилям а на внутреннем японском рынке более перспективными на ближайшее десятилетие выглядели гибридные автомобили (что и вскоре доказала Toyota с моделью Prius, вышедшей в 1997 году). Лишь двадцать лет спустя идеи FEV реализовались в первых Nissan Leaf.
Комментарии