После первых сообщений о трагедии одни поспешили обвинить «тесловский» автопилот, другие — водителя. Но обе версии, похоже, недостаточно убедительны.
КТО ПЕРЕСТАВИЛ ПЕДАЛИ?
Руслан ТАРАСОВ
Фото CnEVPost
Видеофиксация аварии Tesla с уличных камер, которая случилась ещё 5 ноября в одной из южных провинций Китая, сейчас активно комментируется в СМИ и соцсетях. В ней машина после замедления на обочине начинает вдруг беспричинно разгоняться, проезжает по населенному пункту порядка 2 км, разогнавшись до 200 км/ч, и это приводит к фатальному итогу: автомобиль разбивается едва ли не вдребезги, два человека погибает, трое получает ранения (водителю посчастливилось выжить).
Редкие инциденты с внезапным ускорением автомобилей марки Tesla случались и раньше, но не имели таких трагических последствий. Поэтому местные власти и автопроизводитель сразу заявили о намерении провести независимую экспертизу, чтобы найти причину трагедии.
По предварительным данным, водитель не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Позже местному изданию Dahe Daily стало известно, что водителя зовут Чжан, ему 55 лет, он ездил на этой модели уже не один год, а до этого много лет водил грузовики. Со слов Чжана, он хотел остановиться на обочине у своего магазина, полагаясь на замедление от рекуперации, но автомобиль повел себя иначе и далее не среагировал на нажатие педали тормоза.
В тоже время другие источники стали сообщать со ссылкой на головной офис Tesla в Китае, что «черный ящик» на роковом электромобиле зарегистрировал ровно обратное: сильное нажатие (до 100%) на педаль акселератора в течение длительного времени, полное отсутствие нажатий на тормоз на протяжении всего двухкилометрового участка, а также четыре попытки включения парковочного режима во время движения, что невозможно без предварительной остановки автомобиля.
Кадры с видеонаблюдения тоже вызывают вопросы. Если на Model Y ускоряться «в пол», то уже спустя несколько секунд не обделенный мощностью электрокар достигает очень высокой скорости. Но этого не видно по камере, на которой Tesla после выезда с обочины какое-то время движется вообще без явной ускорительной динамики. В эпизоде с обгоном другого автомобиля тоже не наблюдается подавляющего преимущества в скорости.
Эти странности и расхождения в показаниях могут иметь под собой технические обоснования: сбои в бортовых программах, хакерское вмешательство в софт электромобиля, внешнее управление и т. д.
Эксперты, например, не исключают неправильного вычисления электроникой вектора замедления именно в тот момент, когда должно было сработать автоматическое торможение, из-за чего автомобиль получил ошибочную по знаку команду на ускорение (в эпизоде, где машина едет за мотоциклистом, именно это и происходит) и далее стал неадекватно реагировать на все действия водителя.
Версия взлома или некорректной модификации/обновления ПО тоже требует полной проработки — из-за этого могло перестать работать уже упомянутое экстренное торможение, а «черный ящик» электромобиля стал «путать педали», регистрируя телеметрию.
Наименее вероятна версия перехвата контроля со стороны, но пока не доказано, что такая возможность исключена даже теоретически, её нельзя сбрасывать со счетов. Более реалистично предположение, что причиной ускорения стал неправильно уложенный коврик, под которым педаль акселератора могла застрять в нажатом положении.
Остаётся и человеческий фактор. Водитель, сворачивая на обочину, мог поставить ногу не на педаль тормоза, а на площадку слева от неё. Она, разумеется, не поддалась, замедления не последовало, что тут же ввело человека в состояние испуга и паники. Но слабо верится, чтобы водитель оставался в ступоре так долго, вплоть до трагичного конца. Поэтому объяснения Чжана своих действий, которые приводит CnEVPost, выглядят вполне убедительно.
Наконец, всплывает и конспирологическая версия о намеренной дискредитации систем безопасности Tesla, которую тоже нельзя списывать, так как уже были прецеденты.
В любом случае эпизод требует детального и глубокого изучения. Мы вернемся к теме, как только появятся новые факты.
Обновление
28 ноября с участием Tesla Model Y случилось похожее ДТП в городе Тайчжоу китайской провинции Чжэцзян — водитель с большим опытом и в трезвом уме также не смог затормозить, пролетел на красный сигнал светофора и на высокой скорости столкнулся с двумя автомобилями (два человека погибли, один получил травму).
Это заставило специалистов поднять историю многих инцидентов с участием Tesla, где рассматривалась версия «отказа торможения» (с 2020 года такие случались в Цзянси, Шанхае и Пекине).
В расследованиях Tesla обычно объясняла аварии «неправильным нажатием» водителя на педаль тормоза. Позже инсайдеры в качестве причины повторяющейся проблемы стали указывать на «тесловский» однопедальный режим движения для эффективной рекуперации энергии. С ним электромобиль по-прежнему сохраняет функциональность двух педалей, но водитель может управлять продольной динамикой только одним акселератором. И если этой функцией пользоваться постоянно, то у драйвера может измениться первоначальная мышечная память, что повышает вероятность неправильных действий.
Если действительно проблема в этом, то Tesla следует усовершенствовать однопедальный режим. А всем, кто его использует, настоятельно рекомендуется периодически возвращаться к обычному двухпедальному управлению.
Впрочем, версия о том, что тормоза Model Y не слушаются человека и действуют по своему усмотрению всё равно активно бродит в китайских сетях. Дошло до того, что некоторые владельцы модели даже начали ставить камеры для наблюдения за работой тормозов.
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK
Комментарии
Тут тоже какая то схожая ерунда: очнь еому то надо показать, что электоокары лажают, типа. ДВС рулит…