Шансы на успех были мизерны, миссия близилась к провалу, но первый электрический «Москвич» всё равно сделал своё дело
ЗАСЛАННЫЙ МОСКВИЧОК
Руслан ТАРАСОВ
Фото автора
С этой машиной я познакомился ещё летом. Отснял для обзора, даже по области вдоволь поколесил на ней, однако излагать первые впечатления не решился, потому что не нашёл ни одного аргумента для оправдания ценника под четыре миллиона рублей.
Затем на «3е» стала распространяться скидка в 625 тысяч, так как производитель наконец-то заключил с государством долгожданный специнвестконтракт. Мы опять взяли машину на тестирование, порадовались её приспособленности к большому городу, но снова задумались: за три с лишним миллиона можно купить солидный среднеразмерный бензиновый кроссовер. Готов ли тягаться с ним маленький электрический SUV, который в своём классе не ушел далеко от народных Duster или Creta?..
Но стали поступать обнадеживающие сигналы. Спрос, подогретый льготным кредитованием, бесплатной парковкой и прочими бонусами, которые дает электрокар, подрос настолько, что «Москвич 3е» в октябре одним махом обошёл по продажам главного конкурента от Evolute и даже поднялся в ежемесячных сводках на третье место среди всех новых «электричек».
Сегодня покупатели могут получить ещё большую скидку. Если интерес сохранится, то московский автозавод сможет реализовать в этом году более двух тысяч «Зе», а это уже совсем неплохой результат для дебютанта на российском рынке EV.
Но я надеюсь, что КАМАЗ, главный технологический партнер «Москвича», сделает всё возможное для глубокой локализации «3е» и перейдет к полному сборочному циклу. Если удастся удешевить производство модели за счёт отечественных комплектующих и понизить конечную цену для покупателей, то именно «Москвич» сможет отметиться в нашей истории как первый массовый российский электро-SUV.
Именно с такой позиции я и буду судить о нём, рассказывая о свои впечатлениях.
Рвёт и не краснеет
Техническую часть и оснащение, как всегда, опущу — она описана у нас на специальной странице модели. Китайское происхождение «Москвича 3e», которое долго подпитывало нездоровый хайп у недалёких автолюбителей, я вообще рассматриваю исключительно как плюс. В российском автопроме подобные машины ещё долго будут пребывать в проектной стадии, а тут предлагается готовый автомобиль, созданный компетентными специалистами, прошедший за несколько лет все дорожные и потребительские испытания, адаптированный под наш рынок.
Салон на всех фото смотрится лучше и даже просторнее, чем в реальности. У багажника оптическая иллюзия ровно противоположная — на иллюстрациях кажется маленьким, а на самом деле вполне функционален
Более продвинутые автолюбители в отзывах на первый электрический «Москвич» критиковали его и за несовременность. Ну да, «3е» в моральном плане отстаёт даже от самой дешёвой (и более возрастной) «Теслы-трёшки» с её мультикамерами, мегамозгами и суперфичами. Но основные характеристики — тот же запас хода — на уровне. А главное, что вся агрегатная база — электромотор, инвертор, тяговая батарея, система терморегулирования, рулевое, тормоза и т. д. — выпускаются массово, хорошо отработаны в производстве и обслуживании. По идее, это снимает массу вопросов с дилерствами и сервисным обеспечением, стоимостью запчастей и гарантийным ремонтом.
К практическим достоинствам отнесу колеса с шинами вполне ходового типоразмера — при сезонной переобувке не надо тратиться на огромные редкие «лапти», которые порой требуют другие EV. Бортовая медиасистема тоже незамысловата, зато в ней уже нормально реализована работа CarPlay и Android Auto. Не разочаровала светотехника — внешне выглядит стильно и светит достаточно мощно. Профиль кресел, работа стеклоподъемников, дворников и климатической системы, картинка с камер кругового обзора и приборная панель, которая допускает смену оформления — ничего из перечисленного не вызывает нареканий. Пусть всё стандартно, зато понятно и информативно.
Батарея в «Москвиче 3е» неплохо держит заряд в городских условиях. При суточных пробегах в среднем 80-100 км она требовала каждые два-три дня лишь разовой часовой подзарядки от 60-киловаттных терминалов Punkt E. Или ежедневной трехчасовой подпитки от медленных станций с бесплатной «Энергией Москвы». В этом плане «Москвич» не доставлял ни особых затрат, ни проблем. Порт у машины — распространённое комбо Type 2/CСS 2. Заморочек с ним нет. Системных глюков с запуском/остановкой сессий тоже не замечено.
Но самой приятной стороной «Москвича» стала его живая динамика. Прыть при старте с места на сухой дороге — как у спорт-кроссовера или горячего хетча! Из-за высокого крутящего момента передние колеса легко срываются в пробуксовку, но на удивление легко получется дозировать тягу точно на грани повизгивания шин. А на мокрой или скользкой помогает электроника.
Что ещё? Все ездовые режимы — адекватные. Не надо долго привыкать ни к характеристикам/положению педалей, ни к рулевому управлению, ни к общей отзывчивости машины. Обзорность во все сектора и зеркала нормальная, эргономика привычная, настройки понятные и достаточные — даже новичок разберется за минуту-другую. Сел, включился и помчал.
Не гони!
Есть всего три раздражающих вещи, о которых придется помнить (или которые о себе сами напомнят) при пользовании «Москвичом 3е».
Он, как и все кроссоверы-коротышки с угловатым дизайном и крупными колесными арками, не обладает хорошей аэродинамикой. Если вы разгонитесь до 110-130 км/ч и в таком темпе будете ехать по шоссе, то из-за встречного воздушного сопротивления расход энергии подскочит настолько, что не пройдете и половины от того остатка, который счетчик запаса показывал вначале. Именно по этой причине максималка «Зе» ограничена принудительно и уступает даже классическим «Жигулям». В любой поездке на расстояние 200-300 км лучше держать постоянную скорость не более 80-90 км/ч, иначе можно просто не доехать до цели.
Второй грешок — работа подвески. Тестовая машина при относительно небольшом пробеге на одометре уже показывала первые признаки усталости подвески: ямы отрабатывала с глухими стуками, бугры на дороге — с неприятными толчками, а мелкие неровности — с характерным бряцаньем. Причина, почему изначально более тяжелая батарейная машина, требующая и более энергоемких стоек, не получила должных настроек ходовой и амортизаторов, мне непонятна.
Третий огорчающий момент — качество внутренних материалов. Верхний ярус салона сделан более-менее опрятно, но весь пластиковый «цоколь» выглядит дёшево. И кожзам на сиденьях не из приятных. Я предпочел бы этому материалу даже самый убогий, но практичный текстиль от какой-то бюджетной комплектации.
Хотя в «Москвич» всё-таки напрашивается что-то более изысканное. Искусственная замша, например. Ведь над головой — роскошная панорамная крыша с большим люком и эффективной ветрозащитной сеткой. А чтобы электрическая машина доставляла удовольствие и в зимнее время, помимо подогрева сидений у неё обязательно должен быть и подогрев руля. В идеале — таймерный или специальный интенсивный режим прогрева салона и батареи от зарядных станций.
Я не знаю, собирается ли московский автозавод модифицировать «Зе», но если планируются доделки, то кроме перечисленного напрашивается и какие-то нетипичные для бюджетного класса умные функции. Например, телематика с мобильными приложением для контроля состояния автомобиля, некий сервис для поиска и бронирования зарядных станций по маршруту и прочие полезные услуги. Чем проще и удобнее в пользовании будет электромобиль, тем быстрее к нему потянутся широкие массы автолюбителей.
Подписывайтесь и следите за важными новостями EV Start в Телеграме, Дзене, VK
Комментарии