Если вокруг вас достаточно общественных терминалов для зарядки электромобилей, то ваш регион, наверное, уже готов к переходу EV. Но это в теории. А на практике?
ОБЕЗЗАРЯЖЕНАЯ ЗОНА
Руслан ТАРАСОВ
Фото автора
Материал подготовлен для Коммерсант-Автопилот
Не берите на пробу ни один современный EV, иначе сразу заболеете им. Я, «петролхэд» со стажем, ещё в 2009-м вызвался ездить на тесты всех электрокаров подряд – от малыша Mitsubishi I-MIEV до фантастического Rolls-Royce 102EX. И этот служебный роман с «электричками» в последнюю доковидную зиму, когда я вволю накатался по автополигонам Швеции на новых Jaguar I-PACE и Audi e-tron, окончательно перерос в страстное желание владеть собственным электромобилем.
Только для меня все обстоятельства складывались против. Я не живу в частном доме, где можно поставить зарядный Wallbox, который, в отличие от комплектного «кирпича», включаемого в обычную розетку, сможет заряжать мой электромобиль за ночь «до полного». Нет у меня и своего гаража. А в радиусе пятнадцати-двадцати километров нет и ни одной общественной электрозарядной станции. Про офисную зарядку вообще молчу, так как мне не нужен офис для работы.
Но я не терял надежды. Стал следить, как ширится покрытие ЭЗС в столице и области: поставил на смартфон приложение PlugShare, а заодно загрузил ещё штук шесть апплетов наших российских сетей. И вот в августе в моем районе вдруг появилась желанная отметка, которая говорила, что в поселке с символичным названием Зелёный заработала ЭЗС.
Я даже специально съездил к ней, чтобы убедиться воочию. Да, действительно стоит колонка от «Мособлэнерго». Новенькая, стройненькая, светится зелёным светом! И всего в восьми километрах от моего дома.
Подсчеты и прикидки
Одни скажут, что это все равно далеко и дико неудобно. Другие – что экономическая выгода от перехода с бензиновой модели на электрическую не так весома, чтобы EV быстро окупал свою немалую цену. Третий аргумент против – малая автономность. Четвертые убеждены, что в нашей стране электромобили станут серьезной темой лишь когда на одной зарядке смогут проезжать не менее пятьсот километров не только в теплые дни, но и в любой мороз.
Однако в моей голове вертелись иные расчеты. Каждую неделю я накатываю по области не более трехсот километров. Ещё прибавляется сотня с чем-то, когда приходится в какой-то из дней ездить в Москву по делам или ради шопинга-досуга. Исходя из этого, батареи Jaguar I-PACE должно хватать на всю неделю. Ну а если заряд начнет иссякать – PlugShare подскажет, где я смогу подкормить электрическую «кошку». На то он и придуман.
Чтобы проверить свои выкладки, я убедил представительство Jaguar Land Rover выдать мне новенький «Джаг» на длительный тест.
400-сильный автомобиль с ДВС за 400 км «выпивает» бензина примерно на 2000–3000 рублей. А энергия для I-PACE на те же 400 км обойдется в 700–1500 рублей от коммерческих ЭЗС или не будет стоить вообще ничего. Если сможете зарядиться от общественной станции
Электроквест
Какое же это удовольствие вернуться за руль продвинутого электромобиля. Как же быстро он подает в салон кондиционированную прохладу или тепло! Как он «улетает» с места! Как беззвучно плывет в потоке! Но суровая действительность постоянно подбрасывала какие-то мелочные или изощрённые обломы.
Уже в день получения машины с полной батареей я поехал встречать в аэропорт свою супругу и её подругу. Конечно, они слегка обомлели от «Ягуара» и тут же последовала просьба: «Подбросим домой?» Я никогда не отказывал, но перспектива сделать крюк почти в сто километров на корню рушила все мои вычисления и схемы.
Второй трабл случился на следующий день, когда я решил проверить ЭЗС в Зелёном. Ничего не вышло – парковка у столбика была занята обычным автомобилем. Далее с этой проблемой я сталкивался не раз.
Условно подходящая для меня ЭЗС была и в Электростали (ещё один городок с символичным названием) на парковке супермаркета «Глобус». Но совместить закупку продуктов с зарядкой «Джага» не получилось. Колонка оказалась просто выключенной. Позвонил по указанному на ЭЗС номеру «Мособлэнерго», но по нему отвечает не техподдержка, а вежливая девушка, которая лишь принимает жалобы. Из-за бестолковой поездки батарея машины «похудела» еще на шестьдесят незапланированных километров.
1) На обычном автомобиле я редко накатывал более 400 км в неделю. Но чтобы найти в Московской области исправные колонки с энергией, мне пришлось делать немалые и часто бессмысленные крюки
2) "Мертвые" колонны для зарядки, возведенные «Мособлэнерго» в столь людных местах, служат, очевидно, самой мощной антипропагандой электромобилей среди российских автомобилистов
3) От «медленных» источников заряжаться можно едва ли не целый день. Если поочередно, то это, конечно, кошмар. Поэтому общественные терминалы непременно должны быть как минимум парными
4) Надо же, заряжается! Но никогда не стоит радоваться раньше времени...
Следующий эпизод. Я снова у того самого столбика в Зелёном, с которым связывал все надежды. Есть место. На колонке горит зеленый индикатор готовности. И приложение ее видит. Но она, зараза, не активируется. Ждал минут десть, звонил на горячую линию – без толку. От досады даже отказал какому-то местному с синим лицом, что просил «рубль на молоко», пока я с размотанным кабелем надеялся на чудо подключения.
Ну а пятый облом едва не вывел меня из себя. Выбрал ЭЗС, которая точно работает и дает до 22 киловатт мощности – в ТРЦ «Щелковский». Приехал туда с сыном, подключился, началась зарядка – нашей радости не было предела! Автомобиль показывал, что до наполнения надо восемь-девять часов, но времени у нас было вдоволь. Пошатались по магазинам, перекусили в ресторанчике, посмотрели «Дюну» и уже к закрытию ТРЦ спустились на парковку. А там зарядная колонка подозрительно горит красным… Итог: в батарее как было семь процентов, так и осталось. И еще минус пятьсот рублей на оплату стоянки.
Почему так случилось – не знаю. Какой-нибудь балбес мог подойти и понажимать на кнопки просто так: одна есть на машине у разъема, чтобы его вынуть, вторая – на станции для отключения. Сама станция могла из-за сбоя прервать. По идее, все это отслеживается через приложение, но в подвале ТЦ машина без связи.
Пустой и злой
Резерва энергии оставалось ровно на то, чтобы доехать домой, а на следующий день направиться прямиком к дилеру «БорисХоф» в Балашихе, где есть зарядная колонка. Рассуждал так: если откажут мне с протянутым кабелем – оставлю «Ягуар» у них. Иных вариантов нет.
Не отказали. Сотрудники освободили парковку у колонки, любезно предоставили карту активации. Подключаем – и бесконечная инициализация. К счастью, в цеху стояла еще одна станция зарядки – сервисная. И она работала. Я каждый час перезванивал мастеру с просьбой посмотреть, не отключилась ли «кошка» от питания в чужом для нее окружении из BMW и Volvo.
В своих прикидках я не учел, что 400-километровый запас хода получится только при бережливом и спокойном стиле езды. Но I-PACE к такому вообще не располагает, поэтому расход энергии часто выходил в полтора раза больше
Снова выкатав все почти в ноль, я отправился опять в Зелёный. И пополнил коллекцию подлян очередным обломом. Итак, есть свободное место у столбика. Он не выключен. Даже проходит активация – щелкает замок, который освобождает доступ к специальной розетке. Но сама дверца заела – не открывается ни в какую.
Позже я сталкивался с еще одним похожим издевательством зарядных колонок «закрытого» типа. Это когда дверца открывается и позволяет подключить кабель, но почему-то не блокируется в нужном для активации закрытом положении.
В список потенциальных и непреодолимых преград к источникам энергии также была записана недобрая бабка, которая отказалась открывать ворота на закрытую территорию со свободной станцией быстрой зарядки от сети МГТС. Показываю ей специальную карту для активации такой колонки, а она в ответ: «Вам нужен пропуск "Э"». А карта тогда для чего? Ведь её в офисе МГТС тоже выдают не просто так.
Владельцы электромобилей тоже порой ведут себя не по-джентльменски, не отмечая в PlugShare время, до которого они планируют держать на зарядке свой EV. Приложение показывает, что колонка вроде свободна, а по факту – нет. И когда освободится – непонятно. Есть и варианты: не успел занять станцию, пока ехал. Или у колонки будет стоять уже давно заряженная, но так и не отключенная машина.
Двенадцатый и, скорее всего, далеко не последний пункт в моем списке обломов самый смешной и обидный. Вы протискиваетесь все к той же колонке в Зелёном, от которой еще ни разу не получилось зарядиться, проходите активацию, грубой силой помогаете замку отпереть заедающую дверцу, а под ней видите вместо обещанного в приложении терминала Type 2... самую обычную бытовую розетку. Бинго!
Вопреки
Все эти мытарства не отбили желания владеть электромобилем. Скорее наоборот – раззадорили. И вот какие аргументы я вижу.
Худо-бедно, но сети общественных зарядок уже не просто работают, но и разрастаются. И я надеюсь, что все старания департамента транспорта Москвы всячески ускорить этот процесс будут воплощаться не только в центре столицы, но и ближе к области, где пока с ЭЗС совсем из рук вон плохо.
Некоторые престижные офисные центры и ЖК обзаводятся собственной зарядной инфраструктурой. В Сколкове уже работает довольно развитая сеть платных зарядок.
На многих точках энергию для электромобиля можно получать самым простым образом: подъехал, вставил уже присоединенный к станции кабель в машину и через несколько секунд инициализации ток потек, и без всяких плясок с картами доступа и приложениями, активацией и биллингом – да, энергия подается даром. Так, например, работают пока немногочисленные ЭЗС на некоторых автозаправочных станциях Shell.
Все больше станций появляется и возле дилерских центров. В сообществе владельцев электрокаров говорят, что теперь не все допускают к «кормежке» электромобили чужого бренда, но это скорее исключение. Мне на выручку приходил не только «БорисХоф», но и «Автофорум» Mercedes-Benz на МКАД.
Самый же важный вывод такой: чтобы решить на корню 99 процентов проблем владения EV, надо просто обзавестись своей станцией. Или убедить управляющую компанию своего жилого комплекса поставить такие. Энергетики – я уже узнавал – готовы содействовать в подключении. Но это уже тема для следующей истории.
Комментарии